Учёба
6 часть
… Там же в Кóнуре была комендатура,
сельсовет и МТС, которую собирали всех мальчишек 13-14 лет и обучали водить и
ремонтировать трактора и сельхозмашины, всё это было собрано из металлолома, без
конца ломалось – это были всенародные университеты. Забрали туда и моего соседа
Михаила, который еле-еле осилил 4 класса, а теперь из него готовили
механика-водителя и слесаря широкого
профиля.
В свои четырнадцать лет он уже умел выточить
деталь, что-то отковать, сварить на сварке, лудить, паять и многое-многое
другое. Но меня к машинам не тянуло. Я хотел учиться, тем более я отцу при
расставании, пообещал, что выучусь и буду, как и он учителем. Для этого надо
было окончить хотя бы педучилище, а туда принимали только после окончания
седьмого класса. Значит, выход у меня один – ходить в казахский аул и
заканчивать седьмой класс. И десятого января 1944 года я пошёл по колено в снегу
в соседнее село в школу.
Из дома я вышел в пять часов утра, была ещё
глухая ночь, благо было полнолуние и светло, почти как днём… Ничего я не боялся,
и дорога показалась поначалу не так-то уж и дальней. Но пока я дошёл до школы,
начало чуть светать и сторожиха затопила печи в классных комнатах, которые за
ночь порядком остыли, и погреться было негде. Чтобы согреться я стал помогать
сторожихе, топить печи. От меня шёл пар – за дорогу я вспотел, и теперь паровала
моя влажная одежда и старенькие мамины сапоги. К приходу учителей печи уже были
горячими.
Директор пришёл к девяти утра, прочёл моё
заявление о приёме в седьмой класс. На перемене учителя устроили мне экзамен. А
учителя были, как и в нашей школе, вчерашние семиклассники. Экзамен я выдержал
более чем успешно – в диктанте не сделал ни одной ошибки, по литературе я
наизусть читал сказки Пушкина, басни Крылова, стихи Некрасова, Тютчева. По
математике моментально решил все три задачи. Короче, меня зачислили в седьмой
класс. А когда узнали, что я свободно говорю по-немецки, то директор поручил мне
вести уроки немецкого языка в пятом, шестом, седьмом классах, благо тогда
учились только те, кто хотел, и старались изо всех сил хоть что-то новое узнать
и чему-то научиться. Кусок остывшей затёрки я съел в обед. Когда закончились
занятия, я уже собирался идти домой из Конура в Калиновку, когда директор
пригласил меня к себе в кабинет и спросил, как я себе представляю дальнейшую
свою учёбу. Я сказал, что буду ходить каждый день в школу и
домой.
Директор был пожилым человеком, умудрённым
жизнью. И он сказал:
– Жить будешь у сторожихи, будешь помогать
ей, топить печи. Что она сама ест, тем будет кормить тебя. У неё сын погиб на
фронте, будь ей вместо сына и жалей её…
Каждую субботу, после уроков я шёл из Конура
домой по колени в снегу, а в понедельник в 5 утра шёл в Конур, старался успеть
помочь сторожихе протопить печи к началу занятий. За все эти три месяца я ни
разу никого не встретил, ни попутчиков, ни встречных не было. И кому было в
эдакую рань, да ещё морозными зимними утрами куда-то ходить: холод и голод
загнали людей в их хаты, и не было такой силы, чтобы выгнать их на такой мороз,
в непроглядную темноту, да ещё по глубокому снегу и в такую даль. Меня по моей
доброй воле гнала в путь жажда учиться, и не было ничего, что остановило бы меня
от этой непосильной дороги из тёмной родной хаты в далёкий казахский аул. Где
предстояло протопить шесть печей соломой, которую надо было надёргать из скирды
и переносить в школу к печкам, где ещё затемно уже трудилась тётя Валя, как звал
я сторожиху.
Когда печи были протоплены, она поила меня
горячим чаем и делила со мною свой скудный завтрак, кусок чёрствой лепёшки из
отрубей и изредка одной картофелиной в кожуре, которые казались мне несусветными
лакомствами, ибо картошки я не видел более года, даже сестричкам такое давно уже
не снилось.
Однажды весной, когда я шёл в субботу домой,
меня догнал Михаил, их тоже в субботу после полудня отпустили из МТС по домам,
чтобы проведали родных и искупались. Он подарил мне десяток блестящих шариков из
лопнувшего шарикоподшипника.
− Отдай девочкам, пусть ими
играют…
Других игрушек, кроме тряпичных кукол и
кусочков деревяшек у них не было. То-то было радости у сестричек: они уселись на
полу и начали шарики катать друг к дружке. После я им ещё приносил раза два
таких же шариков. И они стали их любимыми
игрушками…
Уже год мы заводили корову на ночь в дом,
так как селе то и дело пропадали коровы, их уводили чеченцы, которых в село под
конвоем привезли ещё осенью. Население само страшно голодало, зимой люди пухли
от голода и умирали, а о чеченцах и говорить не приходилось, их заунывные
молитвы, полные отчаяния и горя, терзали и наши души. И неудивительно, что
воровство было. За нашей коровой приходили уже дважды, но мама отстреливалась от
воров, и они на время оставили в покое наш
двор.
Но вот в конце апреля они заперли маму в комнате и стали
выводить корову из дома. Мама выставила раму, выскочила во двор с ружьём и прямо
в дверях в упор выстрелила в грабителей. Корова с перепуга рванула опять в
сенцы[1] и провалилась в погреб, который я вырыл в
углу. Чеченцы подхватили раненого и скрылись в предрассветных сумерках в
огородах. Падая в погреб, корова переломила позвоночник, и её пришлось дорезать
прямо в погребе, а потом по кусочкам вытаскивать на верёвке части её тела. Об
этом несчастии мне сообщили в школе и, отпросившись у директора, я бегом
отправился домой. Нет, мама уже не плакала, она солила в бочке куски коровьего
мяса, а внутренний жир перетопила, понесла его в Талды-Курган на рынок, где
обменяла его на полмешка отрубей, а сестричкам купила по две конфетки, крупные,
почти точь-в-точь как шарики из подшипника, которыми девчонки играли ежедневно.
Сколько мама не уговаривала съесть эти конфеты, те упрямо отнекивались
заявляя:
− Кто те шарики ест, они железные, − и
упрямо стояли на своём.
Наконец они милостиво согласились лизнуть
эти шарики. И каково было их изумление, что эти шарики оказались очень
сладкие и очень вкусные. А когда эти шарики, которые мама называла конфетками,
были съедены, пробовали лизать шарики из подшипников, те были никакими: ни вкуса
в них, ни запаха. Мама навзрыд плакала, видя, что девочки пытаются лизать
стальные шарики. Она пообещала им, что когда-нибудь она купит им сладких
настоящих шариков, которые называются конфетами. А вскоре через село казахи
прогнали стадо овец на Джейлау (горные пастбища). Овцы после себя оставили
много-много шариков. Меня и мамы дома не было, но когда вечером я и она
вернулись домой, то увидели небывалое зрелище: обе сестрички сидели перед
кастрюлей, в которую чуть не доверху насобирали овечьих «конфет» и ели, закрыв
глаза от наслаждения, эти овечьи «конфеты». Коричневая жижа текла по их голым
шеям и животам. Какое блаженство было написано на их лицах, не передать никакими
словами.
Мама кое-как убедила девочек, что это не
конфеты, а овечьи какашки. Тут же нагрела воды и искупала обеих сестрёнок.
Остатки трапезы были выброшены во двор, и больше девчонки овечьих «конфет» не
собирали. Но смутные воспоминания о вкусных сладких конфетах ещё долго не могли
улетучиться из их маленьких головок.
Вот и середина июня 1944 года. Я на «отлично» сдал все экзамены
за седьмой класс, получил похвальную грамоту и написал письмо в Купальское
педучилище с просьбой принять меня на первый курс. В ожидании ответа я начал
заготавливать топливо на зиму. Вначале носил вязанками сухой курей (сорные
травы), а потом выпросил у Михаила небольшое металлическое колесо от какой-то
сельхозмашины и сделал себе одноколёсную тачку, на которой мог уже привозить
вязанку курая[2] вдвое большую, чем на своих плечах.
Это намного упростило и облегчило мой труд по заготовке топлива на зиму. Теперь
на тачке я мог привозить курай и за километр, и более от
дома.
Весь июнь и июль я провёл за заготовкой
топлива. Даже в августе я возил курай, пока мама не сказала, что топлива хватает
на зиму. Загорел за лето так, что почернел даже, а волосы выгорели и стали как
седина у стариков. От недоедания и непосильной работы меня чуть ли не качало
ветром. И вот, наконец, из педучилища пришло письмо, где сообщали, что меня
зачислили на первый курс и начало занятий с 1
сентября.
[1] Сенцы(сени) – входная часть (прихожая)
традиционного русского дома; неотапливаемое и нежилое помещение, несущее
несколько функций: разделительный барьер между основным, жилым помещением и
улицей, выполняющий роль теплового (ветрозащитного) тамбура; летняя,
весенне-осенняя прихожая, где обычно снимают верхнюю одежду и обувь; холодная
кладовая для пищевых продуктов в демисезонный период. Обычно в сенях для этого
оборудуются полки.
[2] Курай – сорная трава, которую сушили и использовали в качестве
топлива.