Этногенез адыгов и археология Северо-Западного Кавказа: меоты - Сайт Александра Таранова

Этногенез адыгов и археология Северо-Западного Кавказа: меоты

 

Назад

В учебниках по истории Кубани и Адыгеи, и особенно Адыгеи, в главе, где идёт рассказ о населении региона в раннем железном веке, чётко прописывается мысль о том, что «меоты − предки адыгов».

 

Это так? И да, и нет одновременно.

Во-первых, «меоты» - это собирательное и географическое название.

Так греки, точнее эллины, называли различные племена (всего около 20 племён), живших возле Меотиды (Меотидского озера) – современного Азовского моря.

Чётко и ясно перевести это слово сложно, одна из версий – «болотные люди, жители болот», «люди, живущие возле болотистого моря и реки».

Ибо иногда реку Кубань (Гипанис, Антикитес и др. названия) эллины назвали Меотой (Болотной рекой). Оно и понятно – они были хорошо знакомы именно с огромной болотистой дельтой реки Кубани в её нижнем течении. То есть «меоты» это не национальность, это «географическое месторасположение», например как «кубанцы», «горцы» или «степняки».

Во-вторых, по материалам археологических раскопок последних 20-30 лет (и, кстати, своей археологической школы в Адыгее нет, количество копающих (то есть практикующих) археологов-адыгов исчисляется буквально пальцами одной руки, да и то не всеми) стало чётко ясно, что под названием «меотская археологическая культура» прячутся не только местные кавказские (читай «предки адыгов»), но и пришлые «племена индо-иранского корня» («осколки индо-ариев»), в чём то родственные киммерийцам, скифам и сарматам.

И как раз к таким «индо-иранцам» относится самое «раскрученное» в современной адыгской литературе «меотское племя» − синды.

Древняя Синдика – это Таманский полуостров и его окрестности (Синдская гавань – первоначальное название античной Горгиппии, современной Анапы). Здесь «существовало государство синдов» со столицей в городе Аборака, синды даже чеканили свою монету, но потом были завоеваны и покорены боспорским греками.

Кроме синдов к таким вот «индо-иранским меотам» обычно причисляют племена дандариев, керкетов и торетов.

Но на чём базируется такое утверждение? На совершенно другом погребальном обряде синдов, дандариев, керкетов и торетов, который сильно отличался от «традиционного меотского обряда». И кстати греческого погребального обряда тоже.

Если кто не в курсе – погребальный обряд – главный признак в поисках этнической принадлежности древних племён.

«Круглые каменные гробницы», коллективные захоронения, другие более мелкие особенности не были свойственны для «местных кавказских» меотских племён − ахеев, псессов, досхов, зихов и гениохов.

Такие же не местные, «иранские» особенности погребального обряда можно найти в семи скифских Уляпских курганах-святилищах, которые адыгские историки упорно считают меотскими (читай «исконно нашими, древними адыгскими»).

На ритуальной площадке, расположенной на вершине одного из уляпских курганов, был обнаружен серебряный ритон работы греческого мастера с крылатым конём Пегасом. Этот серебряный конь был «ритуально убит», принесён скифами в жертву своим богам − у него вырван левый глаз и оторвана правая нога. Согласно древнеиранской священной книге «Авесте» левый глаз коня приносится в жертву богу Хаоме.

Но раз так, то кто же тогда был «меотами − древними предками адыгов» в эпоху раннего железного века?

Ахеи, зихи, гениохи, псессы и досхи – эти меотские племена носят явно местный, кавказский этноним, то есть своё название.

Скорее всего, именно сидевшие в горах ахеи, зихи и гениохи, которых древние авторы НИКОГДА напрямую не причисляли к меотам, точнее они упоминали их как «племена, живущие рядом с меотами», и были древними предками современных адыгов в эпоху раннего железного века...

Кроме данных археологии так считать нам помогает и лингвистика. В работах античных авторов упоминаются древние названия некоторых рек Северо-Западного Кавказа − Псат, Псатий и местностей Псоу, Псехано. В их основе, как и в названии меотского племени «псессы» лежит адыгская основа «псы» («вода» или «река»). Эти названия, а также целый ряд личных имён (Багос, Блепс, Тхетлепс и Сопей), засвидетельствованные в письменных источниках и каменных надписях Боспорского царства, являются хорошим лингвистическим источником при определении языка племён "кавказских меотов" как адыгского.

 

mozaika126-01.png

22.05.2024

Назад к списку статей рубрики МОЗАИКА ИСТОРИИ

 

000-aaa.gif Если Вам понравилась эта страница, и Вам захотелось, чтобы Ваши друзья тоже её увидели, то выберите внизу значок социальной сети, где вы имеете свою страницу, и выразите своё мнение о содержании.

Ваши друзья и случайные посетители благодаря этому добавят Вам и моему сайту рейтинг

 

avatar-2615.jpg