Этногенез адыгов и археология Северо-Западного Кавказа: меоты
В учебниках по истории Кубани и Адыгеи, и особенно Адыгеи, в главе,
где идёт рассказ о населении региона в раннем железном веке, чётко прописывается
мысль о том, что «меоты − предки адыгов».
Это так? И да, и нет одновременно.
Во-первых, «меоты» - это собирательное и географическое
название.
Так греки, точнее эллины, называли различные племена (всего около
20 племён), живших возле Меотиды (Меотидского озера) – современного Азовского
моря.
Чётко и ясно перевести это слово сложно, одна из версий – «болотные
люди, жители болот», «люди, живущие возле болотистого моря и
реки».
Ибо иногда реку Кубань (Гипанис, Антикитес и др. названия) эллины
назвали Меотой (Болотной рекой). Оно и понятно – они были хорошо знакомы именно
с огромной болотистой дельтой реки Кубани в её нижнем течении. То есть «меоты»
это не национальность, это «географическое месторасположение», например как
«кубанцы», «горцы» или «степняки».
Во-вторых, по материалам археологических раскопок последних
20-30 лет (и, кстати, своей археологической школы в Адыгее нет, количество
копающих (то есть практикующих) археологов-адыгов исчисляется буквально пальцами
одной руки, да и то не всеми) стало чётко ясно, что под названием «меотская
археологическая культура» прячутся не только местные кавказские (читай «предки
адыгов»), но и пришлые «племена индо-иранского корня» («осколки индо-ариев»), в
чём то родственные киммерийцам, скифам и сарматам.
И как раз к таким «индо-иранцам» относится самое «раскрученное» в
современной адыгской литературе «меотское племя» − синды.
Древняя Синдика – это Таманский полуостров и его окрестности
(Синдская гавань – первоначальное название античной Горгиппии, современной
Анапы). Здесь «существовало государство синдов» со столицей в городе Аборака,
синды даже чеканили свою монету, но потом были завоеваны и покорены боспорским
греками.
Кроме синдов к таким вот «индо-иранским меотам» обычно причисляют
племена дандариев, керкетов и торетов.
Но на чём базируется такое утверждение? На совершенно другом
погребальном обряде синдов, дандариев, керкетов и торетов, который сильно
отличался от «традиционного меотского обряда». И кстати греческого погребального
обряда тоже.
Если кто не в курсе – погребальный обряд – главный признак в
поисках этнической принадлежности древних племён.
«Круглые каменные гробницы», коллективные захоронения, другие более
мелкие особенности не были свойственны для «местных кавказских» меотских племён
− ахеев, псессов, досхов, зихов и гениохов.
Такие же не местные, «иранские» особенности погребального обряда
можно найти в семи скифских Уляпских курганах-святилищах, которые адыгские
историки упорно считают меотскими (читай «исконно нашими, древними
адыгскими»).
На ритуальной площадке, расположенной на вершине одного из уляпских
курганов, был обнаружен серебряный ритон работы греческого мастера с крылатым
конём Пегасом. Этот серебряный конь был «ритуально убит», принесён скифами в
жертву своим богам − у него вырван левый глаз и оторвана правая нога. Согласно
древнеиранской священной книге «Авесте» левый глаз коня приносится в жертву богу
Хаоме.
Но раз так, то кто же тогда был «меотами − древними предками
адыгов» в эпоху раннего железного века?
Ахеи, зихи, гениохи, псессы и досхи – эти меотские племена носят
явно местный, кавказский этноним, то есть своё название.
Скорее всего, именно сидевшие в горах ахеи, зихи и гениохи, которых
древние авторы НИКОГДА напрямую не причисляли к меотам, точнее они упоминали их
как «племена, живущие рядом с меотами», и были древними предками современных
адыгов в эпоху раннего железного века...
Кроме данных археологии так считать нам помогает и лингвистика. В
работах античных авторов упоминаются древние названия некоторых рек
Северо-Западного Кавказа − Псат, Псатий и местностей Псоу, Псехано. В их основе,
как и в названии меотского племени «псессы» лежит адыгская основа «псы» («вода»
или «река»). Эти названия, а также целый ряд личных имён (Багос, Блепс, Тхетлепс
и Сопей), засвидетельствованные в письменных источниках и каменных надписях
Боспорского царства, являются хорошим лингвистическим источником при определении
языка племён "кавказских меотов" как адыгского.
Назад к списку статей рубрики МОЗАИКА ИСТОРИИ
Если
Вам понравилась эта страница, и Вам захотелось, чтобы Ваши друзья тоже её
увидели, то выберите внизу значок социальной сети, где вы имеете свою страницу,
и выразите своё мнение о содержании.
Ваши друзья и случайные посетители благодаря этому добавят Вам и моему сайту рейтинг