Самый мирный народ Кавказа. Как создавалась Адыгея?
Нынешние адыгейцы − пожалуй, самый мирный
народ Кавказа (наряду с балкарцами), а первая ассоциация с ними − конечно,
адыгейский сыр. Но за этим миролюбием, как и за "перевёрнутостью" Адыгеи, стоит
великая трагедия: в теперешних адыгейцах сложно признать грозных черкесов, свист
шашки которых много веков устрашал купцов и солдат от Петербурга до
Каира.
Древнейшие жители Причерноморья,
ассимилированные индоевропейскими кочевниками, а может и пеласгов, населявших
Грецию до эллинов, за тысячи лет адыги создали в дебрях Западного Кавказа
странный, неповторимый мирок. Они растили просо, кочуя раз в несколько лет с
одних делянок на другие, разводили коней и овец, поклонялись непознаваемому богу
Тхьа, соотносили все свои мысли и поступки с кодексом Хабзы и постоянно
сражались. Не столько даже с соседними народами, хотя основой черкесского
благополучия были набеги и работорговля, сколько друг с другом, разделяясь на
два десятка племён. Река Шъхьагуащэ(Шхагуаще) (да, многие черкесские слова
кириллицей выглядят так, будто кот пробежал по клавиатуре), по-русски просто
Белая, служила границей двух крупных племён абадзехов и
темиргоецев.
Первые на левом берегу, − 80 родов,
делившихся на "ближних" (степняков) и "дальних" (горцев), − относились к
"демократическим" племенам, не имевшим князей: каждая община тут существовала
автономно, а общие вопросы решали советы тлекотлешей (военной знати) и
старейшин. Правобережные темиргои, напротив, были из "аристократических" племён
во главе с пши (князем), и более того, со времён Инала Светлого, ненадолго
сумевшего объединить Черкесию в подобие государства, именно темиргоевские князья
претендовали на роль адыгских царей.
В общем, на двух берегах Белой сложилась
критическая разница потенциалов, и разве что Тхьа ведает, сколько её вода унесла
павших уорков (адыгских воинов). Но от Тхьа и те, и другие отвернулись ещё в
18-19 веках, или вернее узнали от турецких проповедников его новое имя Аллах:
именно Кавказская война сделала прежде в основном языческих горцев правоверными
мусульманами.
Против "белых волков" горцы дрались
отчаянно, и двигали ими даже не свободолюбие и вера, а невозможность жить иначе,
чем предки, веками ходившие в набеги и продававшие рабов. Россия долго и
планомерно продвигалась в Кавказ, пронизывая горные дебри просеками и кордонными
линиями, и вот в 1860-х годах сопротивление горцев почти повсеместно дало
надлом.
Адыгам предложили выбор: либо переселяться
на равнину вдоль Кубани и жить под контролем русских пушек, либо покинуть
страну. В итоге больше половины черкесов подались в мухаджиры, как в Османской
империи называют беженцев от гонений на веру, и расселились по всему Ближнему
Востоку. Масштабов мухаджирства не ожидали ни в России, ни в Турции, и как
перевалочные лагеря беженцев на Черноморском побережье разрастались целые города
вроде Батуми.
Сейчас сложно оценить, сколько жизней унесли
война, рейды русской армии и этот грандиозный исход. В конце 18 века на Кавказе
жило 400 тысяч адыгов, то есть в нынешних границах России это мог быть
многочисленный народ.
Однако большинство племён, например
натухаевцы, жанеевцы или отдельный народ убыхов(потомков аланов), ушли за
границу в полном составе: теперь в мире 3,5 миллиона человек имеют адыгские
корни, и лишь 750 тысяч из них приходится на российских кабардинцев, черкесов,
шапсугов и адыгейцев.
Основой последних стали бжедуги −
"аристократическое" племя, в 15 веке ушедшее с Туапсе и Шахе на Кубань напротив
теперешнего Краснодара. Их знать традиционно была на ножах с остальными
племенами, особенно − с шапсугами, чьи изгнанные князья нашли приют в Бжедугии,
и потому бжедуги быстро нашли общий язык с Россией. Позже к ним добавились
немногочисленные остатки абадзехов, темиргоев, адамийцев, мамхегов и махошевцев,
расселившись узкой полосой по левобережью
Кубани.
Но на уровне личностей и семей были всё это
весьма нетипичные адыги − те, кому варить сыр интереснее, чем махать шашкой, а
жить на одном месте − уютнее, чем кочевать. Адыгейцы − своеобразный экстракт
миролюбивых и лояльных сынов своего воинственного и непокорного
народа.
И суровый черкесский дух теперь лучше искать
в Кабарде, зато многие адыгейцы носят нерусифицированные имена, как например
революционер Шахан-Гирей Хакурате или, пожалуй, самый влиятельный черкес
современности Хазрет Совмен, начинавший в старательской артели на Северном
земле, а в итоге во главе компании "Полюс" ставший в России главным по
золоту.
Ныне адыгейцев 110 тыс. человек, причём со
125 тыс. в прошлой переписи численность снизилась по весьма неожиданной причине:
4 народа неспеша консолидируются, и многие их представители в 2010-х годах стали
идентифицировать себя как "черкесы".
Настоящая, национальная Адыгея − это, как и
прежде, узкая полоса вдоль Кубани, где даже Краснодару противолежат аулы со
звучными названиями вроде Тахтамукай или Тлюстенхабль. Стоящий чуть дальше
Адыгейск, построенный в 1960-х годах для выселенцев из зоны затопления
Краснодарского водохранилища, хоть и напрочь лишён достопримечательностей, а
даже с трассы неуловимо напоминает города Азербайджана или
Грузии.
В самом Краснодаре рассказывали, что если по
улице с оглушительной национальной музыкой мчится заниженная "Приора" без
глушителя − то это точно Регион-01. Статистика говорит об обратном:
краснодарское заречье − как бы не единственное место на Кавказе, где русские
(которым чуть-чуть не хватило на квартиру в кубанской столице) теснят и
ассимилируют местных. С 2010 года население Адыгеи выросло на 60 тыс. человек, и
в основном − именно за счёт краснодарских
предместий.
Впрочем, даже учредив в 1922 году Черкесскую
(Адыгейскую) автономную область, в 1924 году ставшую Адыгейской (Черкесской),
советы не смогли провести её границу так, чтобы титульный народ стал
большинством: по переписи 1926 года в А(Ч)АО лишь 44% жителей составляли
адыгейцы, а 50% (примерно поровну) приходилось на русских. (По
переписи 2021 года адыгейцев – 98.138 чел. – 19,75% от всего населения, черкесов
− 16.133 чел. – 3,61%, русских – 287 778 чел. –
57,91%).
Городить огород с отдельным центром
автономии, как это было в Усть-Орде, Советы тогда не стали, и просто разместили
все её органы и учреждения от обкома до техникума в Краснодаре. Принцип "один
регион − один центр" возобладал лишь в 1936 году, и вот Адыгею протянули наверх
до Майкопа, а в 1962 добавили в состав республики ещё сёла вдоль уходящей из
него вверх по горам тупиковой дороги.
И жил бы тут народ более многочисленный и
пассионарный, скорее всего русского в Майкопе теперь было бы не сыскать днём с
огнём, горные станицы превратились бы в пёстрые аулы и стамбульского вида
мечетями, а положение человека в обществе измерялось бы тем, кто абадзех, кто
бдежуг, кто темиргоевец.
На деле же приблизиться к этому адыгейцам не
помогли даже попытки репатриации мухаджиров − в 1998 году близ Майкопа полторы
сотни черкесов из Косово основали аул Мафэхабль, а в 2010-х в республику прибыло
около 2.000 адыгов из Сирии. Но в Майкопе по данным переписи 2021 года русских
58%, адыгейцев всего 23% жителей, а в горных сёлах − меньше, чем армян или
татар.
Однако присутствие былых хозяев ощущается и тут: в топонимике
(тот же Майкоп − это вовсе не немецкая колония Mein Kopf, а адыгское "устье
долины диких яблок" – одна из версий, но наиболее правдоподобная − тюркское
происхождение названия Майкоп: от май − «нефть» и гидронимического термина
«копа», что свидетельствовало о нефтяном загрязнении местных водных объектов.
Такое определение места связано не с животным или растительным маслом, а с
нефтью, которая порой выходила в низинах Майкопского ущелья прямо из земли),
кухне придорожных кафешек и легендах разной степени оченьгрустности. Того и
другого тут вдосталь: буквально все достопримечательности Адыгеи − в её
"нетитульных" частях.
Назад к списку статей рубрики МОЗАИКА ИСТОРИИ
Если
Вам понравилась эта страница, и Вам захотелось, чтобы Ваши друзья тоже её
увидели, то выберите внизу значок социальной сети, где вы имеете свою страницу,
и выразите своё мнение о содержании.
Ваши друзья и случайные посетители благодаря этому добавят Вам и моему сайту рейтинг