Самый мирный народ Кавказа. Как создавалась Адыгея? - Сайт Александра Таранова

Самый мирный народ Кавказа. Как создавалась Адыгея?

 

Назад

Нынешние адыгейцы − пожалуй, самый мирный народ Кавказа (наряду с балкарцами), а первая ассоциация с ними − конечно, адыгейский сыр. Но за этим миролюбием, как и за "перевёрнутостью" Адыгеи, стоит великая трагедия: в теперешних адыгейцах сложно признать грозных черкесов, свист шашки которых много веков устрашал купцов и солдат от Петербурга до Каира.

 

Древнейшие жители Причерноморья, ассимилированные индоевропейскими кочевниками, а может и пеласгов, населявших Грецию до эллинов, за тысячи лет адыги создали в дебрях Западного Кавказа странный, неповторимый мирок. Они растили просо, кочуя раз в несколько лет с одних делянок на другие, разводили коней и овец, поклонялись непознаваемому богу Тхьа, соотносили все свои мысли и поступки с кодексом Хабзы и постоянно сражались. Не столько даже с соседними народами, хотя основой черкесского благополучия были набеги и работорговля, сколько друг с другом, разделяясь на два десятка племён. Река Шъхьагуащэ(Шхагуаще) (да, многие черкесские слова кириллицей выглядят так, будто кот пробежал по клавиатуре), по-русски просто Белая, служила границей двух крупных племён абадзехов и темиргоецев.

Первые на левом берегу, − 80 родов, делившихся на "ближних" (степняков) и "дальних" (горцев), − относились к "демократическим" племенам, не имевшим князей: каждая община тут существовала автономно, а общие вопросы решали советы тлекотлешей (военной знати) и старейшин. Правобережные темиргои, напротив, были из "аристократических" племён во главе с пши (князем), и более того, со времён Инала Светлого, ненадолго сумевшего объединить Черкесию в подобие государства, именно темиргоевские князья претендовали на роль адыгских царей.

В общем, на двух берегах Белой сложилась критическая разница потенциалов, и разве что Тхьа ведает, сколько её вода унесла павших уорков (адыгских воинов). Но от Тхьа и те, и другие отвернулись ещё в 18-19 веках, или вернее узнали от турецких проповедников его новое имя Аллах: именно Кавказская война сделала прежде в основном языческих горцев правоверными мусульманами.

 

Против "белых волков" горцы дрались отчаянно, и двигали ими даже не свободолюбие и вера, а невозможность жить иначе, чем предки, веками ходившие в набеги и продававшие рабов. Россия долго и планомерно продвигалась в Кавказ, пронизывая горные дебри просеками и кордонными линиями, и вот в 1860-х годах сопротивление горцев почти повсеместно дало надлом.

Адыгам предложили выбор: либо переселяться на равнину вдоль Кубани и жить под контролем русских пушек, либо покинуть страну. В итоге больше половины черкесов подались в мухаджиры, как в Османской империи называют беженцев от гонений на веру, и расселились по всему Ближнему Востоку. Масштабов мухаджирства не ожидали ни в России, ни в Турции, и как перевалочные лагеря беженцев на Черноморском побережье разрастались целые города вроде Батуми.

Сейчас сложно оценить, сколько жизней унесли война, рейды русской армии и этот грандиозный исход. В конце 18 века на Кавказе жило 400 тысяч адыгов, то есть в нынешних границах России это мог быть многочисленный народ.

Однако большинство племён, например натухаевцы, жанеевцы или отдельный народ убыхов(потомков аланов), ушли за границу в полном составе: теперь в мире 3,5 миллиона человек имеют адыгские корни, и лишь 750 тысяч из них приходится на российских кабардинцев, черкесов, шапсугов и адыгейцев.

Основой последних стали бжедуги − "аристократическое" племя, в 15 веке ушедшее с Туапсе и Шахе на Кубань напротив теперешнего Краснодара. Их знать традиционно была на ножах с остальными племенами, особенно − с шапсугами, чьи изгнанные князья нашли приют в Бжедугии, и потому бжедуги быстро нашли общий язык с Россией. Позже к ним добавились немногочисленные остатки абадзехов, темиргоев, адамийцев, мамхегов и махошевцев, расселившись узкой полосой по левобережью Кубани.

Но на уровне личностей и семей были всё это весьма нетипичные адыги − те, кому варить сыр интереснее, чем махать шашкой, а жить на одном месте − уютнее, чем кочевать. Адыгейцы − своеобразный экстракт миролюбивых и лояльных сынов своего воинственного и непокорного народа.

И суровый черкесский дух теперь лучше искать в Кабарде, зато многие адыгейцы носят нерусифицированные имена, как например революционер Шахан-Гирей Хакурате или, пожалуй, самый влиятельный черкес современности Хазрет Совмен, начинавший в старательской артели на Северном земле, а в итоге во главе компании "Полюс" ставший в России главным по золоту.

Ныне адыгейцев 110 тыс. человек, причём со 125 тыс. в прошлой переписи численность снизилась по весьма неожиданной причине: 4 народа неспеша консолидируются, и многие их представители в 2010-х годах стали идентифицировать себя как "черкесы".

Настоящая, национальная Адыгея − это, как и прежде, узкая полоса вдоль Кубани, где даже Краснодару противолежат аулы со звучными названиями вроде Тахтамукай или Тлюстенхабль. Стоящий чуть дальше Адыгейск, построенный в 1960-х годах для выселенцев из зоны затопления Краснодарского водохранилища, хоть и напрочь лишён достопримечательностей, а даже с трассы неуловимо напоминает города Азербайджана или Грузии.

В самом Краснодаре рассказывали, что если по улице с оглушительной национальной музыкой мчится заниженная "Приора" без глушителя − то это точно Регион-01. Статистика говорит об обратном: краснодарское заречье − как бы не единственное место на Кавказе, где русские (которым чуть-чуть не хватило на квартиру в кубанской столице) теснят и ассимилируют местных. С 2010 года население Адыгеи выросло на 60 тыс. человек, и в основном − именно за счёт краснодарских предместий.

Впрочем, даже учредив в 1922 году Черкесскую (Адыгейскую) автономную область, в 1924 году ставшую Адыгейской (Черкесской), советы не смогли провести её границу так, чтобы титульный народ стал большинством: по переписи 1926 года в А(Ч)АО лишь 44% жителей составляли адыгейцы, а 50% (примерно поровну) приходилось на русских. (По переписи 2021 года адыгейцев – 98.138 чел. – 19,75% от всего населения, черкесов − 16.133 чел. – 3,61%, русских – 287 778 чел. – 57,91%).

Городить огород с отдельным центром автономии, как это было в Усть-Орде, Советы тогда не стали, и просто разместили все её органы и учреждения от обкома до техникума в Краснодаре. Принцип "один регион − один центр" возобладал лишь в 1936 году, и вот Адыгею протянули наверх до Майкопа, а в 1962 добавили в состав республики ещё сёла вдоль уходящей из него вверх по горам тупиковой дороги.

 

mozaika125-01.png

 

И жил бы тут народ более многочисленный и пассионарный, скорее всего русского в Майкопе теперь было бы не сыскать днём с огнём, горные станицы превратились бы в пёстрые аулы и стамбульского вида мечетями, а положение человека в обществе измерялось бы тем, кто абадзех, кто бдежуг, кто темиргоевец.

На деле же приблизиться к этому адыгейцам не помогли даже попытки репатриации мухаджиров − в 1998 году близ Майкопа полторы сотни черкесов из Косово основали аул Мафэхабль, а в 2010-х в республику прибыло около 2.000 адыгов из Сирии. Но в Майкопе по данным переписи 2021 года русских 58%, адыгейцев всего 23% жителей, а в горных сёлах − меньше, чем армян или татар.

Однако присутствие былых хозяев ощущается и тут: в топонимике (тот же Майкоп − это вовсе не немецкая колония Mein Kopf, а адыгское "устье долины диких яблок" – одна из версий, но наиболее правдоподобная − тюркское происхождение названия Майкоп: от май − «нефть» и гидронимического термина «копа», что свидетельствовало о нефтяном загрязнении местных водных объектов. Такое определение места связано не с животным или растительным маслом, а с нефтью, которая порой выходила в низинах Майкопского ущелья прямо из земли), кухне придорожных кафешек и легендах разной степени оченьгрустности. Того и другого тут вдосталь: буквально все достопримечательности Адыгеи − в её "нетитульных" частях.

07.06.2024

Назад к списку статей рубрики МОЗАИКА ИСТОРИИ

 

000-aaa.gif Если Вам понравилась эта страница, и Вам захотелось, чтобы Ваши друзья тоже её увидели, то выберите внизу значок социальной сети, где вы имеете свою страницу, и выразите своё мнение о содержании.

Ваши друзья и случайные посетители благодаря этому добавят Вам и моему сайту рейтинг

 

avatar-2615.jpg