Что мы должны праздновать 4 ноября или За русским солдатом всегда приходил учитель и врач... - Сайт Александра Таранова

Что мы должны праздновать 4 ноября или За русским солдатом всегда приходил учитель и врач...

 

Назад

Да, историком быть и хорошо, и плохо. Почему так? Давайте сначала разберёмся с «плохо». Итак, вчера все россияне праздновали День народного единства, который принято отождествлять с освобождением Москвы от польско-литовских интервентов в 1612 году, хотя, данное событие (точнее призыв к сопротивлению) произошло не четвёртого, а второго ноября (23 октября по старому стилю). Выбранная тогдашними законотворцами дата «4 ноября» − результат нелепой ошибки. Думцы не учли, что в XVII веке разница между старым и новым стилем составляла не 13, как сейчас, а 11 дней. Правда тогда, в 2005 году, когда власть была больше озабочена тем, чтобы перенести праздник 7 ноября на другое число, дабы отвлечь внимание от привычного отмечания Октябрьской революции (или Октябрьского переворота как он назывался до 1927 года), кого, в сущности, это волновало? Чиновники очень редко слушают историков внимательно и до конца...

 

Вдобавок в этот день, а именно 4 ноября 1660 года, отнюдь не в нашу пользу, завершилась многодневная битва русского войска под командованием боярина Василия Шереметева с польско-татарской армией коронного гетмана Потоцкого. Тогда российские полки попали в окружение под городком Чуднов, израсходовали продовольствие, боеприпасы и в конце концов − капитулировали. В плен сдались более 10 тысяч человек, в том числе и сам Шереметев. Всех пленных поляки в награду за помощь подарили крымским татарам, которые по своему обыкновению продали их в рабство.

Но, бальзам на наши раны, долгая и романтичная история польско-российских взаимоотношений на этом не закончилась. 4 ноября 1794 года (ещё одно любопытное совпадение!) Александр Васильевич Суворов в ходе подавления восстания Тадеуша Костюшко штурмом взял Прагу − восточное предместье Варшавы. При этом его чудо-богатыри, мстя за «Варшавскую заутреню», проявили столь душевное единение с поляками, что те, услышав фамилию «Суворов», до сих пор поминают Матку Боску...

 

Также можно вспомнить, что именно 4 ноября 1708 года гетман Украины Иван Мазепа предал Россию и объединил свою армию с армией шведского короля Карла XII, за что современные украинские националисты его прославляют и считают национальным героем. Кстати, в 2023 году − юбилей этого «гидного» события, которому исполнилось 315 лет.

 

В общем, нынешняя дата − весьма событийная, но ни одно из реальных событий российской истории, выпавших на 4 ноября, никак не отражено в сегодняшнем празднике. И всё же, не стоит о них забывать. А также задуматься над тем, ЧТО-ЖЕ МЫ МОЖЕМ РЕАЛЬНО ОТМЕЧАТЬ В ЭТОТ ДЕНЬ ВСЕЙ НАШЕЙ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАНОЙ?

 

В конце советской эпохи, основательно подзабытый большинством населения СССР, свою голову поднял страшный зверь − национализм. И в первую очередь среди представителей тех народов, которые считали, что «русские, Россия и Москва» только и делали, что их обирали и обижали. Но, ура, теперь, без этих русских, мы заживём! И зажили. Как зажили − теперь вы видите сами. И это мы сейчас только об экономике. Или упадочный придаток «Западного мира» без своей промышленности и внятных социально-демографических перспектив, или тесное сотрудничество с богатой Россией, которая, оказывается, веками их кормила и развивала, а не жила за счёт их «мяса и сала». Такое, вот, получилось «Гастарбайтер-Буги» в больших российских городах: «горячие танцы, где работают одни лишь иностранцы». Но, впрочем, оставим ближнее и дальнее зарубежье, ибо тамошние проблемы, вроде роста антироссийских настроений в Армении и Казахстане, нашему царству-государству придётся решать не сейчас, а в перспективе. Поговорим лучше о нас самих.

 

В День Народного Единства, пожалуй, стоит отмечать ДЕНЬ НАШЕГО КУЛЬТУРНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА, тысячелетний итог нашей истории, факт самого существования России − самой большой в мире страны. А почему самой большой? Как так получилось? Умом и сердцем наших предков, которые НЕ ДЕЛАЛИ ТАК, как поступали, например, англичане по отношению к населению своих колоний.

Приведём лишь пару примеров:

1. Никакой офицер из местных индусов, не мог сделать успешную карьеру, на которую мог рассчитывать его коллега из «Туманного Альбиона». Нередко пожилыми ветеранами-сипаями, дослужившимися до максимально возможного для них чина «субард» (соответствующего английскому майору), командовали безусые мальчишки-англичане, только получившие офицерские эполеты. В России было наоборот, горец-мусульманин, генерал, мог командовать и командовал целыми полками и дивизиями. Никаких тормозов «русские туземцы» в своей служебной карьере не испытывали.

2. Британские офицеры и чиновники рассматривали население Индии как людей даже не второго, а третьего сорта. Сохранилось воспоминание одного из высших чиновников индийской администрации, который по прибытии на новое место службы решил пригласить в свою резиденцию на бал несколько заслуженных офицеров-индийцев, чем вызвал бурю негодования среди английского офицерского корпуса. Губернатору-либералу вежливо, но жёстко объяснили, что негоже ровнять природных англосаксов с этими туземцами. В России такая ситуация была бы дикой и недопустимой. Русская знать и «туземная», имели равные социальные права. Царское окружение сплошь и рядом состояло из малороссов, немцев, грузин, черкесов и татар. Причём на высших должностях Империи.

 

Именно поэтому Фёдор Михайлович Достоевский отмечал, что «у русских есть умение понимать и принимать все другие народы». И поэтому, слава тебе, Господи, мы не знали тех отношений, которые складывались в схемах «европейские плантаторы и их африканские работники», «польская шляхта и украинско-белорусские крестьяне», «французские колонисты и алжирские феллахи», «англичане и коренные ирландцы». Мы жили веками, не зная ничего о западной «толерантности», ибо этническая терпимость к нравам и обычаям других народов была присуща русским давным-давно. Они нисколько не сомневались в том, что их восточные соседи − татары, мордва, черемисы, остяки, тунгусы, казахи, якуты − такие же люди, как и тверичи, рязанцы, владимирцы, новгородцы и устюжане.

 

И это, то, что русские не держат себя обособленно-высокомерно по отношению к «туземцам», скрепя сердце, признавали и наши «западные партнёры». Лорд Керзон, будущий британский министр иностранных дел, писал: «Русский братается в полном смысле слова. Он совершенно свободен от того преднамеренного вида превосходства и мрачного высокомерия, который в большей степени воспламеняет злобу, чем сама жестокость. Он не уклоняется от социального и семейного общения с чуждыми и низшими расами. Его непобедимая беззаботность делает лёгкой позицию невмешательства в чужие дела; и терпимость, с которой он смотрит на религиозные обряды, общественные обычаи и местные предрассудки своих азиатских собратьев, в меньшей степени итог дипломатического расчёта, нежели плод врождённой беспечности...».

А потому среди русских, а именно казаков, были те, кто «очеркесился», а кто «обурятился». Про то, что линейных казаков Кавказа называли «черкесы русской национальности» мы говорили не раз, а потому лучше рассказать про казаков Урала и Сибири. Так, Н.М.Пржевальский писал о них так: «Казаки перенимают язык и обычаи своих инородческих соседей... Дома казак щеголяет в китайском халате, говорит по-монгольски или по-киргизски; всему предпочитает чай и молочную пищу кочевников. Даже физиономия нашего казака выродилась и всего чаще напоминает облик своего соседа-инородца». Из-за смешанных браков.

 

Нас могут спросить − а как насчёт войны на Кавказе? Да, было дело. Да, не весь Кавказ и далеко не сразу понял, что Россия пришла сюда не ради «разграбления и уничтожения», а для «совместничества» и что России нужно «мирное сожительство», а не земли, зачищенные от местных племён. И в этом конфликте «взаимного непонимания», пожалуй, более других, больше, чем дагестанцы, чеченцы и другие, пострадали западные адыги. Но, слава Аллаху, сейчас все больше думающих и адекватных черкесов, задумываются над следующим вопросом: «А может надо было меньше верить турками и Магомет-Амину, которые уверяли нас в том, что это именно русские выгнали нашего Пророка из Мекки? Что они нас насильно окрестят, лишат земли и сошлют в Сибирь, не дадут жить по своим обычаям, отберут кинжалы и отдадут в солдаты, а со всех жён снимут шаровары и обесчестят? Может тогда и не было бы трагического исхода за море?» Глупость по нынешним меркам? Да, но тогда в это верили многие. И ушли за море...

В начале XX века в приморском Красно-Александровском ауле, где жили черкесы-шапсуги, побывал один русский: «Кавказские черкесы поддерживают отношения с выселившимися в Турцию... Я решил поговорить с почтенными стариками с седыми бородами; среди них немало, вероятно, было тех, кто участвовал в событиях Кавказской войны 50-х-60-х годов, то есть воевал против нас. На мой вопрос через переводчика, как живётся черкесам, переселившимся в Турцию, мне отвечали:

− Плохо, ошибка вышла.

− Из чего вы заключаете, что они хуже вас живут?

− Мы посылаем им подарки в 20-30 рублей, а получаем от них подарки в 2-3 рубля».

Такая вот, простая народная арифметика...

 

В конечном итоге адыги в России (те, кто поверил русским) себя сохранили в плане языка и культуры (и русские сейчас активно им в этом помогают за счёт федерального бюджета). А вот в Турции ситуация иная − на фоне тех, кто пытается сохранять там свою идентичность, большинство турецких адыгов (те, кто русским не поверил) − уже давно турки с черкесскими фамилиями, не знающие своего родного языка. Ибо национальная политика в государстве Мустафы Кемаля Ататюрка была совсем иной. Они даже казаков-некрасовцев умудрились турками записать...

 

В заключении мы упомянем следующую цитату:

«Беседуя с иностранцами о России, каждый верный русский патриот должен разъяснять им, что РОССИЯ ЕСТЬ НЕ СЛУЧАЙНОЕ НАГРОМОЖДЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ И ПЛЕМЁН И НЕ ИСКУССТВЕННО СЛАЖЕННЫЙ «МЕХАНИЗМ ОБЛАСТЕЙ», НО ЖИВОЙ, ИСТОРИЧЕСКИ ВЫРОСШИЙ И КУЛЬТУРНО ОПРАВДАВШИЙСЯ ОРГАНИЗМ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЙ ПРОИЗВОЛЬНОМУ РАСЧЛЕНЕНИЮ. Этот организм есть географическое единство, части которого связаны взаимопониманием; он есть государственное и стратегическое единство, доказавшее миру свою волю и свою способность к самообороне, то есть сущий оплот европейско-азиатского, а потому и вселенского мира, и равновесия».

 

А вот это − когда историком быть хорошо! С праздником всех нас!

04.11.2023

Назад к списку статей рубрики МОЗАИКА ИСТОРИИ

 

000-aaa.gif Если Вам понравилась эта страница, и Вам захотелось, чтобы Ваши друзья тоже её увидели, то выберите внизу значок социальной сети, где вы имеете свою страницу, и выразите своё мнение о содержании.

Ваши друзья и случайные посетители благодаря этому добавят Вам и моему сайту рейтинг

 

avatar-2615.jpg