Русский мир и Европейская цивилизация
В последнее время в западной и в либеральной
отечественной публицистике много пишут о русском варварстве на фоне европейской
цивилизованности. Но, если сравнить нравственные идеалы и реальную жизнь
народов, полистать героические страницы истории русского народа, то возникает
совсем другая картина.
Например, в русском языческом пантеоне
никогда не было бога войны, в то время как среди европейских народов понятие о
воинственном божестве доминировало, весь эпос построен вокруг войн и
завоеваний.
Русский человек после победы над иноверцами
никогда не стремился насильственно обратить их в свою
веру.
В былине «Илья Муромец и Идолище» русский
богатырь освобождает Царьград от поганого Идолища, но отказывается быть воеводою
города и возвращается на родину.
В древнерусской литературе отсутствует тема
обогащения при завоеваниях, разбоях, в то время как сюжеты на эту тему
распространены в западноевропейской
литературе.
Герои «Песни о Нибелунгах» одержимы поиском
зарытого клада – золота Рейна.
Главный герой древней английской поэмы
«Беовульф» погибает, «насытив зренье игрой самоцветов и блеском золота... В
обмен на богатства жизнь положил я».
Ни одному из героев русского эпоса не
приходит в голову жизнь положить в обмен на богатства. Более того, Илья Муромец
не способен принять откуп, предлагаемый разбойниками, – «золотой казны,
платья цветного и коней добрых сколько надобно». Он, не сомневаясь,
отвергает путь, где «богату быть», но добровольно испытывает дорогу, где «убиту
быть».
И не только в эпосе, но и в легендах,
сказках, песнях, пословицах и поговорках русского народа долг личной или родовой
чести не имеет ничего общего с долгом личной или родовой
мести.
Понятие мести как таковое вообще отсутствует
в русском фольклоре, оно как бы изначально не заложено в «генетическом коде»
народа, а русский воин всегда был
воином-освободителем.
И в этом – отличие русского человека от
западноевропейского.
Русский историк и философ Иван Ильин писал:
«Европа не знает нас... потому что ей чуждо славянорусское созерцание мира,
природы и человека. Западноевропейское человечество движется волею и рассудком.
Русский человек живёт, прежде всего, сердцем и воображением и лишь потом умом и
волею. Поэтому средний европеец стыдится искренности, совести и доброты как
«глупости».
Русский человек, наоборот, ждёт от человека
прежде всего доброты, совести и
искренности.
Европеец, воспитанный Римом, презирает про
себя другие народы и желает властвовать над
ними.
Русский человек всегда наслаждался
естественной свободой своего пространства... Он всегда «удивлялся» другим
народам, добродушно с ними уживался и ненавидел только вторгающихся
поработителей...».
О милосердии и справедливости русского
человека свидетельствует добрососедское отношение к народам присоединённых
территорий. Русский народ не творил таких злодеяний, как просвещённые европейцы
на завоёванных землях.
В национальной психологии было некое
сдерживающее нравственное начало. От природы сильный, выносливый, динамичный
народ был наделён удивительной
выживаемостью.
На силе духа основывались и знаменитое
русское долготерпение, и терпимость к
другим.
Под непрерывными нашествиями со всех сторон,
в невероятно суровых климатических условиях русский народ колонизировал огромные
территории, не истребив, не поработив, не ограбив и не перекрестив насильно ни
один народ.
Колониальная политика западноевропейских
народов искоренила аборигенов трёх материков, превратила в рабов население
огромной Африки и неизменно метрополии богатели за счёт
колоний.
Русский народ, ведя не только оборонительные
войны, присоединяя, как и все большие народы, большие территории, нигде не
обращался с завоёванными, как европейцы. От европейских завоеваний лучше жилось
европейским народам, ограбление колоний обогащало
метрополии.
Русский народ не грабил ни Сибирь, ни
Среднюю Азию, ни Кавказ, ни Прибалтику. Россия сохранила каждый народ, в неё
вошедший. Она была их защитницей, обеспечивала им право на землю, собственность,
на веру, обычаи, культуру.
Россия никогда не была националистическим
государством, она принадлежала одновременно всем, в ней живущим. Русский народ
имел только одно «преимущество» – нести бремя государственного
строительства.
В результате было создано уникальное в
мировой истории государство, которое русский народ защищал своей кровью, не щадя
жизни.
Именно потому, что на его долю выпали такие
страдания и колоссальные жертвы, мой народ принял, как свою собственную боль,
страдания других народов под гнётом гитлеровских
фашистов.
И после освобождения родной страны с таким
же самопожертвованием, с такой же энергией освободил
пол-Европы.
Вот какой был героизм! Вот какой силы духа
людей рождает русская земля!
И думается мне, что на такой подвиг даже великий
народ может решиться один раз в века.
Патриотизм, который продемонстрировал
русский солдат на полях Великой Отечественной войны – это патриотизм высочайшей
пробы, которого не знала ни мировая, ни отечественная история. И я никогда не
соглашусь с высказываниями в прессе о русском «варварстве» и европейской
«добродетельности».
Я горжусь, что такими красивыми, стойкими,
мужественными и выносливыми были наши предки, наши героические предки, а мы – их
потомки!
Анна
Жданова,
16
лет,
ученица Радьковской школы
Прохоровского района,
участница областного
конкурса юнкоров «Свой голос»
Назад к списку статей рубрики МОЗАИКА ИСТОРИИ
Если
Вам понравилась эта страница, и Вам захотелось, чтобы Ваши друзья тоже её
увидели, то выберите внизу значок социальной сети, где вы имеете свою страницу,
и выразите своё мнение о
содержании.
Ваши друзья и случайные посетители благодаря этому добавят Вам и моему сайту рейтинг