Как не повезло полякам в 1612 году
Если можно в трёх словах передать произошедшее осенью 1612 года в
Москве, то эти слова будут: «поляки, Кремль,
людоедство».
А
произошло вот что.
Подошедшее к Москве русское ополчение
освободило от польских интервентов практически всю Москву. Поляки и их
приспешники укрылись на территории Кремля и Китай-города. Они оказались в
блокаде, и очень скоро среди них начался голод. Несмотря на то, что периодически
к полякам кто-то пробивался, продовольствия в сколько-нибудь значимом количестве
доставлено не было.
Вот тут и началось то, что, по сути, стало
означать восстановление и усиление России и начало ослабления и гибели Речи
Посполитой. Поляки, Кремль и людоедство.
«Обратимся к очевидцу этих событий,
польскому полковнику Будило или как его именовали в России – Будзило. Вот как
описывает этот польский шляхтич каннибализм и степень деградации своих
соотечественников: «Ни в каких летописях, ни в каких историях нет известий,
чтобы кто либо, сидящий в осаде, терпел такой голод, потому что когда настал
этот голод и когда не стало трав, корней, мышей, собак, кошек, падали, то
осаждённые стали есть пленных, съели умершие тела, вырывая их из земли: пехота
сама себя съела и ела других, ловя
людей.
Пехотный поручик Трусковский съел двоих
своих сыновей; один гайдук тоже съел своего сына, другой съел свою мать; один
товарищ съел своего слугу; словом отец сына, сын отца не щадил; господин не был
уверен в слуге, слуга в господине; кто кого мог, кто был здоровее другого, тот
того и ел.
Об умершем родственнике или товарище, если
кто другой съедал таковаго, судились, как о наследстве и доказывали, что его
съесть следовало ближайшему родственнику, а не кому другому. Такое судное дело
случилось в взводе Леницкаго, у которого гайдуки съели умершего гайдука их
взвода. Родственник покойника – гайдук из другого десятка жаловался на это перед
ротмистром и доказывал, что он имел больше прав съесть его, как родственник; а
те возражали, что они имели на это ближайшее право, потому что он был с ними в
одном ряду, строю и десятке. Ротмистр … не знал какой сделать приговор и
опасаясь, как бы недовольная сторона не съела самого судью, бежавшего с
судейского места.
Во время этого страшного голода появились
разные болезни, и такие страшные случаи смерти, что нельзя было смотреть без
плачу и ужасу на умирающего человека …
Многие добровольно шли на смерть и сдавались
неприятелю: счастье, если кто попадётся доброму врагу, – он сохранял ему жизнь;
но больше было таких несчастных, которые попадали на таких мучителей, что
прежде, нежели сдававшийся спускался со стены, был рассекаем на
части».
Лакомой добычей для обезумевших поляков
становились … прохожие. Передвигаться по Кремлю и Китай-городу было смертельно
опасно.
«Немцы всех кошек и собак поели, мёд с
зельем и травою ели... Первого октября пехота и немцы стали людей резать и есть.
Съели всех пленников в тюрьме. Одного москвича поймали у Никольских ворот,
забили и тут же съели... Два пехотинца ворвались в дом князя Ф.Мстиславского и
стали искать еду. Князь попробовал их выгнать, но они ударили его по голове
кирпичом. Мстиславский пожаловался пану Струсу, командиру гарнизона поляков. Тот
приказал казнить виновных. Повешенных тут же сняли с виселицы и, разрезав на
куски, съели…».
Отказываясь сдаваться, надеясь на помощь
польского короля Сигизмунда, поляки запасали… человеческое мясо. Солили его в
огромных чанах. Авраамий Палицын пишет, что после вступления в Кремль казаки
Трубецкого «обретошя много тщанов и наполов плоти человеческиа солены и под
стропами много трупу человеческого».
«Я многих видел таких, –
рассказывает участник осады пан Будзило, – которые грызли землю под собой,
свои руки, ноги, тело. А хуже всего, что они хотели умереть и не могли. Они
камни и кирпичи кусали, прося Господа Бога, чтобы они сделались хлебом, но
откусить не могли».
Командовавший гарнизоном обезумевших
польских людоедов полковник Струсь согласился на переговоры о сдаче только после
того, как на него напали его же подчинённые с вполне понятной целью –
полакомиться господином полковником. Но переговоры ничего не дали. Тогда
русские, просто потеряв терпение, устремились вперёд и ворвались в Китай-город.
Поляки бежали в Кремль. Вместе с ополченцами Пожарского против поляков сражались
и казаки, которые ранее выступали на польской стороне. Именно они и обнаружили
страшнее чаны с солёным человеческим мясом. Это зрелище и само по себе не
вызывает жалости и милосердия, а казаки к тому же увидели, что поляки съели всех
попавших к ним в плен их товарищей. После чего все сдавшиеся поляки в
Китай-городе были ими безжалостно
уничтожены.
Вскоре в результате переговоров поляки
капитулировали. План усадить на русский престол польского королевича был сорван.
Россия спасена. Именно это мы и празднуем в День народного
единства.
В
завершение несколько любопытных фактов:
-
После смерти царя Фёдора Ивановича был созван Земский собор, на котором 17 февраля 1598 года на царство избрали Бориса Фёдоровича Годунова. Однако это избрание сразу же вызывало сомнения в правах Годунова на царский престол – его называли «незаконным» царём. Так аукнулась таинственная смерть царевича Дмитрия Ивановича – младшего сына Ивана Грозного. До сих пор так и неизвестно: то ли царевич случайно убил себя, играя в ножички, то ли он погиб по злой воле Бориса Годунова 15 мая 1591 года. Но в 1604 году в русские земли из-за польского рубежа началось вторжение армии авантюриста и самозванца, объявившего себя законным наследником московского престола царевичем Дмитрием Ивановичем (якобы выжившим) и вошедшего в историю под именем Лжедмитрия I. Потом был Лжедмитрий II, захват поляками Кремля. Казалось, Россия потеряла самостоятельность и способность к самоорганизации.
-
Государство практически не существовало, боярская верхушка предала собственное Отечество, иноземцы вошли в Кремль, – так рисует картину той поры доктор исторических наук Александр Сас. – На дорогах царили разбойники, сообщение между населёнными пунктами было практически невозможно. Именно в это время во всей мощи проявился государственный инстинкт русского народа и народов, связавших с ним свою судьбу и сохранивших верность общему историческому проекту. Патриарх Ермоген, заточёный в 1611 году поляками в Чудовом монастыре, рассылал во все храмы и монастыри «тайные» письма с призывом сплотиться и дать отпор иноземцам. В феврале 1612 года Ермоген умер от голода и истязаний, но его призыв был услышан и подхвачен. «Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде всё государство ныне находится», – обратился к соотечественникам купец Минин и призвал их «утвердиться на единении», чтобы «помочь Московскому государству» и «постоять за чистую и непорочную Христову веру»: «Не пожалеем животов наших, да не токмо животов… дворы свои продадим, жен и детей заложим…». В ополчение Минина и Пожарского пришли представители многих народов, а татарские старейшины, еще помнившие покорение Иваном Грозным Казани, не отвернулись от Москвы, а собрали деньги и людей и послали на помощь ополчению. Еще по пути в Москву ополчение восстанавливало управляемость территорией, то есть государственную власть «от народа». А освободив Москву, именно Собором выбрал народ для Руси правящую династию в лице Михаила Романова.
-
По сегодняшним официальным сведениям, 4 ноября 1612 года польско-литовские интервенты были изгнаны из Москвы, что и ознаменовало собой конец Смутного времени, – считает кандидат исторических наук Владимир Крюков, – Однако летописи свидетельствуют, что на самом же деле Москву освобождали в три этапа, и началось это ещё в 1611 году, когда поляки, занявшие город и опасавшиеся народных волнений, решили укрепить китайгородские башни тяжёлыми пушками. Извозчики, нанятые поляками, заломили такую цену, что пошла ругань, и немецкие наёмники, подумавшие, что начался бунт, устроили москвичам резню и гнали их до самой Лубянки. Но там, в районе нынешнего «Седьмого континента», стоял лагерем князь Пожарский, который остановил немцев и так крепко им вломил, что остатки наёмников бежали и скрылись в Китай-городе. Бойцы Пожарского, говоря современным языком, произвели зачистку Москвы, перебив и разогнав поляков, литовцев и казаков. Однако поляки ещё держались в Кремле и Китай-городе.
-
Второй этап начался 29 сентября (15 сентября по старому стилю), когда Пожарский, минуя польского главнокомандующего полковника Николая Струся, отправил полковнику Иосифу Будзиле и полковнику Эразму Стравинскому письмо с предложением о сдаче. Те ответили весьма нагло, заявив, что у русских ничего не получится, поскольку они «мужеством подобны ослу и омерзели перед Богом». Но войска от польского короля, на помощь которых надеялись осаждённые, были разбиты Мининым и Пожарским. В Китай-городе и Кремле начался страшный голод, поляки убивали и пожирали друг друга. До наших дней дошёл дневник полковника Иосифа Будзило, одного из польских начальствующих лиц в Кремле: «Когда не стало трав, мышей, собак, кошек, падали, то осажденные съели пленных, съели умершие тела, вырывая их из земли; пехота сама себя съела и ела других, ловя людей». По утверждению Будзило, полковник Струсь согласился на переговоры с русским только после того, как на него «напали свои же с целью пожирания».
-
1 ноября (22 октября по старому стилю) начались переговоры о капитуляции. В разгар переговоров часть воинов Пожарского без приказа в результате оскорбительной перебранки с поляками устремилась в Китай-город. Никто этого не ожидал. Поляки, побросав оружие, бежали в Кремль, а переговоры были сорваны. Зачистки Китай-города от поляков и «уничтожение их запасов вареного и квашеного человеческого мяса» продолжались до 4 ноября – праздника иконы Казанской Божьей Матери. Пожарский в тот день принёс обет построить в Китай-городе Казанский собор.
-
Окончательная сдача поляков, подписание ими капитуляции и сброс польских знамен в кремлевскую грязь состоялись 7 ноября.
-
Вместе с поляками в Кремле сидела и так называемая «семибоярщина» (впустившая поляков в Москву вопреки воли народа).
-
Сидели в Кремле и Романовы. В том числе Ксения Ивановна Романова со своим сыном Михаилом – будущим основателем династии Романовых.
-
Прямо из Кремля семья будущего монарха отправилась в свою вотчину село Домнино под Костромой. Старостой там был… Иван Сусанин, который в скором времени отдаст свою «жизнь за царя», спасая только, что выбранного Михаила Романова от специально посланного отряда польских убийц. Но это уже совсем другая история…
Назад к списку статей рубрики МОЗАИКА ИСТОРИИ
Если
Вам понравилась эта страница, и Вам захотелось, чтобы Ваши друзья тоже её
увидели, то выберите внизу значок социальной сети, где вы имеете свою страницу,
и выразите своё мнение о
содержании.
Ваши друзья и случайные посетители благодаря этому добавят Вам и моему сайту рейтинг