Геноцид адыгов, которого не было - Сайт Александра Таранова

Геноцид адыгов, которого не было

 

Назад

1 часть

Кабардинская 101-летняя война и «геноцид адыгов»

Геноцид − форма массового насилия, который ООН определяет как действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую группу людей.

В заголовок вынесенная тема − это мифические версии кабардино-адыгских историков создавшие виртуальную историю, которая на самом деле не имеет ничего общего с реальной и документальной исторической наукой.

Те, кто позволяют таким историкам писать под грифом «научная работа» практически работают на разрушение государственности Российской Федерации.

С одной стороны мифические истории о 101-летней войне адыгов: кабардинцев, «черкесов» и с другой стороны трагедия их же «истреблённых» русскими народа, как, к примеру, об этом же пишет кабардинец Б.М.Гедгафов, редактор-издатель в 1992г., книги Р.Трахо «Черкесы», книги антирусской направленности, которая полна ненависти ко всему русскому, советскому.

Б.Гедгафов считает, что: «Исследования многих видных наших историков уже ясно показали причину выселения адыгов за рубеж. Это, прежде всего жестокая экспансия, предпринятая царской Россией по отношению к черкесам (адыгам-Х.Т.), в результате, которой, кроме погибших в долголетней войне сотен тысячи людей, выжженных дотла аулов, покинули свой очаг и оказались миллионы экспатриантов в десятки странах…», Р. Трахо, «Черкесы», Нальчик, 1992., с.151.

Эта сентенция открытое искажение истории. Но это не всё. Такое искажение поставлено на широкую ногу и такие работы, о мифическом «геноциде», и якобы 101-летней войне адыгов против России, будет правдой только в одном, и сейчас, эти люди воюют против России в угоду тех, кто им платит за ложь, за искажение нашей с вами истории, против нашей родины – России.

И самое печальное − эти «учёные» ещё финансируются из Российского бюджета, за наши с вами деньги налогоплательщиков.

И вот один из них, А.В.Кушхабиев, доктор исторических наук, заведующий Центром социально политических исследований Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук автор «научной работы»: УДК 94(470.64)»19» ББК 63.3(2Рос.Каб) 6 К 96 «ЧЕРКЕССКИЙ ВОПРОС» В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАБАРДИНСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КОНЦЕ XX В.»

В аннотации этой работы отмечено, что:

«черкесский вопрос» являлся одним из основных в деятельности наиболее влиятельных кабардинских общественных организаций в конце XX в.

Кабардинские общественные организации получили поддержку от Верховного Совета Кабардино-Балкарии по решению «черкесского вопроса», но не смогли добиться решения данного вопроса на федеральном и международном уровнях.

Деятельность кабардинских общественных организаций по решению «черкесского вопроса» в период демократических преобразований в стране свидетельствует о сохранении в исторической памяти адыгского народа самой масштабной трагедии в истории народа − выселении его большей части в Османскую империю, об актуальности проблемы разделённого адыгского этноса, большая часть которого проживает за рубежом…»

 

И он же, Кушхабиев пишет:

«1. По окончании Кавказской войны (1763-1864) в 1858-1865 гг. царскими властями было выселено в Османскую империю свыше 900 тыс. черкесов (адыгов). Выселения черкесов в меньших масштабах продолжались вплоть до начала XX в. Всего в Османскую империю было выселено около 1 млн черкесов, что составляло около 90% адыгского населения. Значительная часть черкесов погибла в процессе выселения − на черноморском побережье Черкесии, в пути следования и на территории Османской империи. (См.: Кушхабиев А.В. История зарубежной черкесской диаспоры. Нальчик: КБНЦ РАН, 2018. С. 46-66)…»

 

Безапелляционное заявление неподтверждённое документальными источниками доктора исторических наук А.В. Кушхабиева, удивляет и шокирует циничностью лжи и искажения настоящей истории, когда он заявляет: «Всего в Османскую империю было выселено около 1 млн. черкесов, что составляло около 90% адыгского населения. Значительная часть черкесов погибла в процессе выселения − на черноморском побережье Черкесии, в пути следования и на территории Османской империи…», где вы взяли эти миллион «черкесов»-адыгов? И кого вы искусственно умертвили?

 

А. Кушхабиев, не один такой охотник искажать историю, их много, довольно таки много, в каждой исторической работе, я повторяю, в каждой исторической работе посвящённой адыго-кабардинцам – «черкесам» присутствует искажение исторических фактов в той или иной мере. И это вполне доказуемо.

К примеру, две работы А.В. Кушхабиева:

«ЧЕРКЕССКИЙ ВОПРОС» В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАБАРДИНСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КОНЦЕ XX В.»

и

 «История зарубежной черкесской диаспоры», практически состоят из полного искажения исторических фактов.

 

Такая наука в Кабардино-Балкарии давно уже из псевдо-истории стало «исторической наукой».

Для того, чтобы понять, насколько масштабны искажение и вымысел кабардино-адыгских историков нужно задаться вопросом о территории их расселения и о численности самого адыго-кабардинского этноса.

 

Историческая справка

Адыги – самоназвание, «Кабардинцы», названы так по месту своего расселения и известное по документальным источникам не ранее XV в., небольшое племя расселявшееся по правому берегу реки Кубань на побережье Азовского моря.

Этимология термина – Ада с крымскотатарского языка – остров. Многочисленные ответвления правого рукава реки Кубань образовывали острова, где живущих на этих островках называли «Адыхле» − островитяне. И второй термин: Кабарты, где корень Каб (Копа) – означает реку Кубань и название Генуэзской крепости поселения – Копа и корень «Арты» − означает сзади, то есть живущие за Копой (Кубанью) Кабарты.

 

Об адыгах или же кабардинцах нет никаких сведений об их численности, поселений XV-XVI вв., так как кабартинское племя вело кочевой и полукочевой образ жизни. И только первые документальные сведения о Кабарте появляются в середине XVI-XVII вв., как племя, кочующее по левой стороне реки Терек, без определённых поселений, которые могли бы подчеркнуть их оседлый образ жизни.

Если отбросить все легенды о происхождении этого народа, то согласно поданной кабардинскими владельцами записке в 1825 году начальнику главного штаба, русской армии на Кавказе генерал-адъютанту Дибичу, при его проезде через Кабарду, то из этого следует, что в энные времена они мигрировали:

«на гавани Кизил-ташъ (Азовское море – Х.Т.), где впадает в море р.Кубань, поселились на оной речке и жили там 7 лет. Из них князь Инал за Кубанью помер; происходившие от него князья Бесленнеевцы и Кемиргоевцы с подвластными народом остались за Кубанью, а прочие переселились сюда…», с.198, Н.Грабовский «Присоединение къ России Кабарды и борьба ея за независимость», Сборник сведений о Кавказских горцах, издание Кавказского Горского управления. Выпуск IX. Тифлис. 1876.

 

О расселении Кабардинцев

О расселении кабардинского этноса Е.Н.Кушева в своей исследовательской работе «Народы Северного Кавказа и их связи с Россией вторая половина XVIв.-30-е годы XVIII века», в главе третьей «Народы адыге и Северокавказские абазины», в части первой «Кабарда» пишет: «Источники XVI-XVII вв. не дают возможности нарисовать полную картину внутреннего строя Кабарды этого времени. Основная причина этого – почти полное отсутствие местных письменных источников… Кабардинские поселения указанного периода археологами не обнаружены». А если прямо сказать, нет указания ни на один населённый пункт или памятник, чтобы сказать – это принадлежит кабардинскому этносу в ареале XVI-XVII вв.

Далее Е.Н.Кушева пишет: «Первый вопрос, который встаёт при изучении хозяйства кабардинцев XVI-XVII вв., это вопрос о том, какую территорию они занимали в названное время… Более определённые письменные сведения о расселении кабардинцев сохранились с конца XVI в., когда кабардинцы занимали равнинные места и предгорья по левым притокам Терека, до входа в горные ущелья. По «Книге Большого чертежа» (1627г.) «название Кабарда отнесено к местности по левому берегу Терека от р.Ардон до р.Кизыл…», с.91-92. Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVIв.-30-е годы XVIII века) − М.: Издательство Академии Наук СССР – 1963. − 372 с.

 

В 1720 году кабардинский этнос мигрирует на территорию Бештау Эл (Балкарию). О расселении в этот период отмечаются в работах И.Г.Гильденштедта, П.Буткова. С 1720 года и на 1823 год особых изменений в расселении кабардинцев не было. Они расселялись по средним течениям рек Малка, Баксан и Чегем.

С.Броневский в своей работе: «Новейшие Географические и Исторические известия о Кавказе», 1823, пишет:

«Кабардинцы имеют свои хутора и выгоны для скота. Постоянные их усадьбы расположены в следующем порядке по Баксану: От впадения речки Гунделен вниз по Баксану вёрст на тридцать. Атажукины аулы занимают верховье Баксана в горах (ниже реки Гунделен на 30 вёрст – Х.Т.). Мисостовы Аулы, лежат на средних частях Баксана у подошвы гор, а главное местопребывание сего рода в урочище, называемом Цизъ-Курун или Девичий рынок. Джембулатовы Аулы, расположены на нижних частях Баксана, наипаче на рукаве сей реки называемой Старой или Малой Баксанъ (Баксанъ ишъ). Но главное местопребывание Джембулатова рода находится на реке Чегемъ въ Кошкатовском урочище близ горы Кашкатау и на средних частях сей реки, где живёт род Бекмурзы. Кабардинцы имеют привычку переходить съ старых усадъбъ, коль скоро селения ихъ засоряются отъ скопившегося скотского навоза и других нечистот…», с.85-86. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе − М.: Типография С.Селивановского,1823. с.385.

 

Все указанные сведения и документы свидетельствуют, что на 1820 год, кабардинцы расселялись в среднем и нижнем течении рек Баксана и Чегема и Малки.

В начале XIX в., владетель Адильгерий Атажукин недовольный ограничением своей власти над своим подвластным народом и запретом на грабежи соседних народов с подвластным народом в числе 200 семейств переселяется за Кубань, на левый берег. Территория левого берега реки Кубань относилась к границам Османской империи. Адильгерий Атажукин «также подговаривал к переселению и обитавших у Константиногорской крепости абазинцев, но русское начальство, предупреждённое вовремя о происках Атажукина, не допустило осуществления этого переселения…», с. 189,Н. Грабовский, «Присоединение к России Кабарды…», Тифлис, 1876. Переселения кабардинцев на левый берег р. Кубань продолжались до конца 60-х годов XIX в.

 

С.Филонов, русский исследователь в работе «Кавказская линия под управлением генерала Емануеля», пишет:

«Беглые кабардинцы», как не коренные жители Закубанья, не занимали отдельной территории и даже не имели прочной оседлости, но, разсыпанные между другими закубанскими посёлками, селились, где находили свободныя земли, и весьма часто переходили с одного места на другое, большей частью сосредотачиваясь в верховьях обоих Зеленчуков. Поселения бесленеевцев, разделенныя втиснувшимися между ними ногайцами, составляли две группы, из коих одна размещалась от верховьев р.Псефира на восток до Б.Лабы и на юг, захватывая бассейн р.Ходзь до устья реки Амтуркъ, впадающей в М.Лабу, и далее до горы Ахмет, где земли этой группы соединялись узкой полосою с землями другой группы, расположение которой можно определить линиями от горы Ахмет до горы Шелох и оттуда мимо горы Тегень к р.Урупу; вниз по этой реке поселения бессленеевцев несколько переходили р. Джельтмес, впадающей с левой стороны в Уруп, а на западе, захватывая оба Тегеня, достигали горы Джельтмес…», сс.421-422. «Кавказский Сборник». «Кавказский Сборник», под редакцией артиллерии генерал-лейтенанта Чернявскаго. Томъ XV. 1891.Тифлис. Типография Канцелярии Главноначальствующаго гражданской частью на Кавказе, Лорисъ-Меликовская улица, дом казённый.

«Бесленеевцы одного происхождения с Кабардинцами; но только с давних времён они жили между Кубанью и Лабою на превосходных землях по Тегеням, Урупу и Окарту, вблизи от Беглых Кабардинцев, там, где в настоящее время поселены станицы вновь сформированной Урупской бригады Кавказского линейного казачьего войска.

Прекрасные свойства земли, бывшей в их владении, развили в них охоту к земледелию; но, увлекаемые воинственным духом своих князей Кануковых, а после поднятые дворянином Хаджи-Каноматом Тлеходуко, бесленеевцы два раза, в 1843 и 1816 году, бежали за Лабу…», Анучин Д.Г. Очерк горских народов правого крыла Кавказской линии.

 

В Российской империи Западный Кавказ носил название – Закубанские народы

«Кавказские горы, начинаются в окрестностях Анапы.

Кроме земель черноморских казаков и линейных, поселённых по Кубани, заключает в себе все пространство, граничащее с севера и востока рекою Кубанью и землями вышеупомянутых казачьих войск; с запада − Чёрным морем от устья Кубани до Гагринской теснины, и с юга − Кавказскими горами; на протяжении между Эльбрусом и истоками Малой Лабы граница идёт по гребню Кавказского хребта, а от истоков Малой Лабы южная граница поворачивает к юго-западу и прямою линиею доходит до Гагринского мыса.

Всё это пространство известно вообще под именем Закубанского, а народы − его населяющие, называются нами Закубанскими…» Анучин Д.Г. Очерк горских народов правого крыла Кавказской линии.

 

О численности адыгов: кабардинцев, «беглых кабардинцев», бесленнеевцев, кемиргоевцев

Записка, представленная кабардинскими владетелями в 1825 году начальнику главного штаба, генерал-адъютанту Дибичу о происхождении и расселении кабардинского этноса подчёркивает, что адыги, как этнос представляют собой три рода − племенные группы кабардинцев, бесленеевцев, кемиргоевцев (темиргоевцы). Эти рода − племенные объединения адыгов в начале XVI в., расселялись у истоков реки Кубани, рядом с гаванью Кизил-таш, Азовского моря., с.198. Н. Грабовский.

По данным И.Ф.Бларамберга, русского военного топографа офицера, впоследствии генерала русской армии на 1833 г. кабардинцы большой Кабарды составляют 24.000 человек. «АБКИЕА», Нальчик, 1974., с.417.

Численность и расселение Бесленеевцев и Кемиргоевцев по Ф. Торнау:

 «1. Бесленей, на Большой Лабе на Тегенях, − около 8.000 жителей, подвластных княжеским фамилиям Канука и Шалох.

2. Кемюрогой и Егерукай, два владения, соединившиеся под управлением одного князя из фамилии Балатука, находились на низовье Лабы, − 9.000 душ…

4. Кабардинцы, поселённые на Урупе и на Тегенях, − от 4 до 5.000 душ…», с.270. Ф.Ф. Торнау «Воспоминания Кавказского офицера», М. 2008г., эти данные на 1835-1836гг.

 

Эти примеры показывают территорию расселения адыгских племён и её численность на 1830-е годы, т.е. на то время перед началом военных действий в 1834 г. в Закубанье.

Итого: Бесленеевцы – 8.000, Кемиргоевцы – 9.000, «Беглые кабардинцы» – 5.000, большая Кабарда – 24.000, вместе составляют 46 тысяч населения, если добавить малую Кабарду, где живут не только кабардинцы, коих число в меньшинстве, а брагунцы, ногайцы, кумыки, чеченцы, ингуши, осетины – 6.000 чел., будет 52.000 человек.

 

Во-первых, историческая родина адыгов: кабардинцев, бесленеевцев, кемиргоевцев, где они отмечены это правобережье реки Кубань на побережье Азовского моря. Данное обстоятельство подчёркивает то, что кабардинцы, бесленеевцы, кемиргоевцы, в целом адыгский народ не расселялся на побережье Чёрного моря.

Во-вторых, и в местах расселения кабардинцев по среднему течениям рек Малка, Баксан, Чегем это вновь обретённая родина на территории Бештау Эл (Балкарии), куда кабардинский этнос мигрировал в 1720 г., и не имел своих собственных территорий, исконно и издревле принадлежавших кабардинскому народу, отсутствовала частная собственность на землю.

 

Отдельно стоит сказать о работе П.И.Кеппена «О числе жителей России в 1838 году», из С-Петербургского месяцелова на 1840 год. Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии наук, 1840. Печатается по Требованию, М.2011.

В этой работе приведено количество населения по уездам и губерниям. Для того, чтобы иметь представление о количестве населения по Северному Кавказу, по Закубанским народам в качестве примера рассмотрим самые большие Российские губернии.

1.Киевская губерния включат в себя 15 уездов с общей численностью всего населения мужского пола – 733.118 человек;

2. Курская губерния состоит из 15 уездов с общей численностью всего населения мужского пола – 769.220 человек;

3. Московская губерния, уезды − 13, общее число 616.518 человек м.п.;

4. Рязанская губерния из 12 уездов – 615.788 человек м.п.;

5. Казанская губерния из 12 уездов – 583.409 человек м.п.;

6. Кавказская область, Округи:

1. Ставропольская − 97.058;

2. Пятигорский − 38.629;

3. Моздокский − 20.086;

4. Кизлярский – 31.734;

Земли Черноморского войска: Екатериноградское, Бесугское, Ейское, Таманское – 56.500,

итого 243.987 м.п.

Это всего лишь несколько примеров из работы Кеппена.

Есть возможность сравнить о количестве населения, где даже среди таких крупных регионов, скажем, где нет военных действий, переселений Киевской, Курской, Московской, Рязанской, Казанской губернии и Кавказской области.

Для примера возьмём Киевскую губернию, где население на это же время приходится полутора миллиона человек обоего пола, чтобы показать, какие статистические данные существуют для миллионного населения.

Киевская губерния, считай это целое государство из 15 уездов с общей численностью всего населения мужского пола – 733.118 человек.

По статистическим данным:

Общее число жителей в Киевской губернии, 1.585.047, Население губернии живёт в 12 городах, 101 местечках, 1.106 сёлах, 839 деревнях, 67 хуторах, так что общее число всех поселений в 1847 году простиралось до 2.125. Источник: Чернышевский Н.Г. Статистическое описание Киевской губернии // Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений : В 15 т. М.: Гослитиздат, 1947. Т.3. с.387-420.

 

К каким же источникам апеллирует автор А.Кушхабиев, когда пишет, что: «Всего в Османскую империю было выселено около 1 млн. черкесов, что составляло около 90% адыгского населения. Значительная часть черкесов погибла в процессе выселения − на черноморском побережье Черкесии, в пути следования и на территории Османской империи…»?

Откуда у Кушхабиева или же у других историков, которые ссылаются на сотни тысячи погибших, уничтоженных, адыгов-кабардинцев, «черкесов», якобы в 101- летней Кавказской войне?!

 

Многие кабардинские историки автоматически стали считать абхазо-абазинские народы, как адыгские и смотреть на их территории, как на земли Кабарды, под мифическим именем «Черкесия». Но ведь, ни в одном историческом документе, Кабарда не считается «Черкесией». Да, называют кабардинцев «черкесами», но это ни о чём не говорит. Для нас имеет актуальное значение «Записка кабардинских владетелей» 1825 г. генерал-адьютанту Дибичу, где в рассказе о родословной чётко описывается расселение у истоков р.Кубань, и о трёх группах народа названных: Кабардинцы, Бесленеевцы, Кемиргоевцы. Данная служебная записка «кабардинских владетелей» помещается в работе Н.Грабовского на сс.198-205, где податели «Записки» просят: «Все вышеперечисленные обстоятельства просит народ кабардинский утвердить грамотою, уважая просьбы их по причинам здесь изложенным, и тем успокоив их, дать случай хотя несколько поправить бедное положение…» Так же кабардинские владетели просят: «кабардинцы напред сего и были сильнейшими против других, но после частых беспокойств многие бежали за Кубань, а потому оставшиеся здесь сделались малосильными и должны всегдашними караулами от себя выставляемыми защищать и оберегать свои земли от чеченцев и закубанцев, кои всеми силами стараются наносить сему народу вред, а всего более – беглые кабардинцы…», с.205. Н.Грабовский «Присоединение к России Кабарды…», 1876.

Разве эта «Записка» на 1825 год, кабардинских владетелей хоть коим образом подчёркивает о кровопролитных войнах Российской империи, как утверждает Б.Гедгафов «Исследования многих видных наших историков уже ясно показали причину выселения адыгов за рубеж. Это, прежде всего жестокая экспансия, предпринятая царской Россией по отношению к черкесам (адыгам − Х.Т.), в результате, которой, кроме погибших в долголетней войне сотен тысяч людей, выжженных дотла аулов, покинули свой очаг и оказались миллионы экспатриантов в десятки странах…»

В этой цитате Б.Гедгафов прямо указывает, что ещё в 1992 г. «Исследования многих видных наших историков уже ясно показали причину выселения адыгов за рубеж. Это, прежде всего жестокая экспансия, предпринятая царской Россией…»

В Кабардино-Балкарии в начале 90-х годов XX в., кабардинскими историками взят курс на искажение истории России и новые интерпретации истории Кавказа.

 Вот цитата из книги Р.Трахо «Черкесы», 1956, Мюнхен, Редактор-издатель Б.Гедгафов, Нальчик, 1992г., со ссылкой на русского историка Н.Грабовского: «Россия, задавшись один раз целью прочно утвердить своё господство на Кавказе, не могла действовать иначе: все стремления русской политики на Кавказе по отношению к Кабарде, как сильнейшей и богатейшей тогда народности на Кавказе, должны сосредоточиться на уничтожении Белградского трактата…», с.32. Трахо «Черкесы», Нальчик, 1992., в ссылке указано «Грабовский Н. «Присоединение к России Кабарды, «Сборник сведений о кавказских горцах», вып. IX, Тифлис, 1876…», с.32. Трахо, «Черкесы».

Парадокс заключается в том, что такого высказывания Н.Грабовского в указанной книге нет. Да и сам автор, и издатель-редактор Б.Гедгафов, в том числе не указывают страницу в этой работе, к данной ссылке. Анализ, проведённый нами указанной книги Р.Трахо, работы Н.Грабовского, однозначно подтверждает, что это искажение работы Н.Грабовского.

Да и как бы писал Н.Грабовский «о сильнейшей и богатейшей тогда народности на Кавказе», если этот «сильнейший народ» просил русское правительство «дать случай хотя несколько поправить бедное положение…» и «оберегать свои земли от чеченцев и закубанцев, кои всеми силами стараются наносить сему народу вред, а всего более – беглые кабардинцы…», с.205. Н. Грабовский.

 

Сказать истину, надо отметить, что миф, рождённый в кабардинской среде, как «Канжальское сражение 1708 г.», это всего лишь миф, который придумали кабардинские историки с претензией на свою древность на современной территории Кабардино-Балкарии. Как прикрытие своего прошлого недавнего появления на территории Бештау Эл (Балкарии) в 1720 г., то есть после того, как «должно было случиться это пресловутое «Канжальское сражение 1708 г…», которое положило конец подвластности кабардинского народа крымским ханам.

Ведь, как пишет Грабовский «В неопределённом положении и зависимости от крымского хана кабардинцы находились до 1736 года, т.е. до начала войны между Россией и Турциею. В эту войну кабардинцы стали на сторону России и вместе с донскими казаками, при содействии 40-тысячного отряда кочевых калмыков, под начальством главного управителя калмыков Дондук-Омбо, действовали против кубанских татар, подданных Турции. Кроме того, часть кабардинцев из баксанской партии и из малой Кабарды, с владельцами Баматом Мисостовым и Кельчукою, из фамилии Таусултановоской, участвовали в осаде и взятии г.Азова в июне месяце того же 1736 года. Главное подспорье во время этой войны кабардинцы оказывали тем, что они оберегали весь Кизлярский край и сообщение между Кизляром и Астраханью от набегов кубанцев…», с.119. Грабовский.

 

И именно, благодаря позиции Русского Правительства при окончании войны с Турцией и заключении в Белграде мирного договора 18 сентября 1739 года, в 6 пункте этого договора было сказано:

«Артикул 6. Об обеих Кабардах, т.е. Большой и Малой, Кабардинском народе, с обеих сторон соглашённость, чтобы быть тем Кабардам вольным, и не быть под владением ни одного, ни другого…», с.119. Грабовский.

Как пишет Грабовский «Утверждением независимости кабардинцев предполагалось устранить те затруднения, которыя создавались до последней войны заявлениями крымского хана о том, что кабардинцы подданные турецкого государства…», с.119. Грабовский.

 

Как видим, подвластность кабардинцев Крыму и Турции сохранялось и до 1739 года, и о том, что в 1708 году, могло быть, или случилось такое сражение, где кабардинцы разбили 100 тыс. армию Каплан-Гирая истории того времени не было известно.

Другое замечание к «Артикулу 6», независимость Кабарды, не говорило о том, что это предусматривает наличие государства Кабарда, так как это было только освобождение кабардинцев от подвластности крымских ханов и Турции, и таких обязанностей кабардинцев, как платить ясак людьми 300 человек юношей и девушек в год, под именем «Айблыкъ».

 

Для Кабарды эта независимость дала, то, что по Белградскому миру 1739 г., границею России со стороны Кизляра «определены рр. Золка, Кума, Буйвола, Калаус, Маныч (Западный) и Дон; а Кабардинцы признаны народом свободным, независящим ни от Турции, ни от России. Кабардинцы долго ещё простирали свои права на весь бассейн р.Кумы, до того почти места, где река теряется в песках, и называя всю местность «Караганъ», выпасывали на ней свои многочисленные табуны лошадей и отары овец…», с.178. Н.Грабовский «Очерк виноделия Кавказа», Сборник сведений о Кавказе, т.3, Тифлис, 1875.

Недаром в кабардинских легендах сохранились земли о вольных «Кумских степях», где кочевали кабардинцы, ещё в недавнем прошлом.

 

Грабовский отмечает: «Только с основанием Моздока в 1763г. и после занятия в следующем году военной линии до кр.св.Дмитрия, что ныне Ростов на Дону, чрез Бургон-Маджары, Буйволу, Петровское и далее по р.Большому Егорлыку и Манычу, несколько упрочилось наше положение на Северном Кавказе.

Говоря, несколько упрочилось, на том основании, что после занятия в 1777 г. Моздокско-Азовской линии, нам долго ещё приходилось иметь кровавые столкновения и с Турциею, и с Кубанскими ногайцами – подданными Крымского хана, а нашими союзниками, и с Кабардинцами, с разною легкостью и присягающими на верность русского подданства, и нарушающими данные клятвы…», с.178. Грабовский «Очерк виноделия Кавказа».

 

В другой работе «Присоединение к России Кабарды…», с.120, Грабовский пишет: «Пропаганда между кабардинцами в пользу России была настолько успешна, что в 1742 году кабардинские владельцы, в знак уважения своего к России, послали присутствовать при коронации императрицы Елисаветы Петровны депутата, владельца из Мисостова рода, Магомета Сидакова…»

 

Как видно из документальных источников, никакого антагонизма между кабардинцами и русскими не существовало, если не отметить реверсы со стороны кабардинцев то в сторону Турции, то в сторону России от выгоды того или иного фактора для кабардинских владельцев.

 

Возвращаясь к искажениям кабардинскими историками вопроса «Кавказской войны», о численности населения кабардинцев-адыгов первой половине XIX в., следует отметить, что переселение 5.000 «беглых кабардинцев», если обессилило большую Кабарду, то и оставшихся не так много на старых поселениях. Откуда миллионы?

И второй аспект, кабардинских владетелей беспокоит не «война» русских с кабардинцами, а набеги «чеченцев, закубанцев и особливо «беглых кабардинцев».

Почему-то доктор исторических наук А.Кушхабиев эти аспекты не заметил. А случайно ли?

 

Получается, так, что, такие, как д.и.н. А.Кушхабиев, сотрудник государственного научного центра исследований Кабардино-Балкарии умышленно с целью показать русских, русскую армию, Россию в негативном свете клевещет и искажает историю России на Кавказе, как настоящий враг нашей страны и при, этом открыто. И эти истории в Кабардино-Балкарии передают в средствах СМИ, преподают в образовательных заведениях республики. Вот откуда распространяется ложная история, ведущая к межнациональным конфликтам в республике, в стране.

 

О переселениях

Выселение кабардинцев в другие страны, как Турция в начале 1860 года проходило абсолютно на добровольных началах, и в основном переселялись владельцы и уздени, со своим подвластным людом боясь потерять свои права на податное население. С другой стороны был и религиозный мотив переселения на «землю обетованную мусульманскую Турцию» от неверной России.

В работе Н.Грабовского отражается начало и ход переселения во второй половине XIX в., исходя из чего видно, что: «В 1860 году выселилось из Кабарды 347 семейств, а в следующем 1861 году − 534 семейства, т.е. в течении 2-х лет удалилась из Кабарды почти 1/8 часть населения…», с.210. Грабовский «Присоединение к России Кабарды…», Тифлис, 1876.

В течение 2-х лет выселилось 347+534 семейства = 881 семейство, в среднем 5 человек на одну семью составит: 881 сем. х 5 чел. = 4.405 человек. В целом из 22.025 человек выселилось 4.405 человек.

 

Стремление кабардинцев к переселению не охлаждалось даже и рассказами возвращающихся из Турции о бедствиях, претерпеваемых в обетованной земле переселенцами. Турция так же стала отказывать в приёме переселенцев. Тогда, многие кабардинцы, в том числе выезжали под видом паломничества в Мекку и при этом со своими семьями. Многим удалось водвориться в Турции.

«Таким способом кабардинцы эмигрировали в Турцию до 1866 года, т.е. до объявления им о намерении правительства приступить к освобождению у них зависимых сословий. Тогда многие из тех, кто не хотел лишаться своих подвластных, захотели выселиться со своими рабами. На их прошение, на переселение последовал отказ. Недовольные этим отказом, в числе около 400 человек, в феврале месяце 1867 года, затеяли было нечто вроде неповиновения начальству, но стянутые тогда же в Кабарду войска успокоили недовольных, которые прослышав о приближении войск разошлись по домам и затем уже безропотно подчинились необходимости освободить рабов и остаться на жительстве в Кабарде…», с.211, Грабовский «Присоединение к России Кабарды…», Тифлис, 1876.

Вот как проходило выселение и миграция кабардинцев. Кабардинцы относительно «беглых кабардинцев», бесленеевцев, кемиргоевцев были в большинстве.

 

О численности Кабарды по данным статистических данных России:

В Кабарде было отменено крепостное право и освобождено русским правительством с 18 ноября 1866г. до половины марта 1867 года до 21.221 душ обоего пола, при общей численности кабардинцев на 1858 г. – 24.282 душ обоего пола. Евг.Максимов и Г.Вертепов, «Туземцы Северного Кавказа», историко-статистические очерки. Выпуск Первый. Осетины, Ингуши. Кабардинцы. Владикавказ, Типография Областного Правления Терской Области. 1892, сс.144-145.

 

Мы привели документальные данные о том, что сотни тысячи погибших и миллион выселенных «адыгов» это искажение исторических фактов в угоду создания негативного воздействия на Россию, псевдоисторической литературой с некорректным изложением материала. А.В.Кушхабиев по числу работ с искажениями исторических фактов по истории в Кабардино-Балкарии пока занимает место в первой десятке.

 

 

«Геноцид адыгов-кабардинцев» − проект развала России

2 часть

 

Утверждение кабардино-адыгских историков о «геноциде адыго-кабардинского народа» и о его массовом изгнании из его исторической родины вопиющая ложь, в смысле таких сочинений, которые по сути открытое, наглое и бесцеремонное искажение истории. Историю истинного положения дел кабардинские историки умалчивают, их устраивает параллельная и виртуальная история, которая уже пустила свои корни в виде «учёных» монографий, учебных пособий и учебников в региональных республиках на государственном уровне. Такие инсинуации в кабардинской истории не имеют ничего общего с общей историей развития таких государственных образований, как Московия, затем Россия, Крымское ханство и Османская империя. И такая же картина в отношениях кабардинского этноса, которая в обозримом прошлом несколько столетий до середины XVIII века находилась в данниках Крымского ханства. Следует отметить, что в 2008 г., была сделана проектная попытка сделать «Кабарты Крымского ханства», в представлении кабардинских историков, независимым государством Кабарда, когда был создан миф «Канжальская битва 1708 года», где якобы кабардинское ополчение в многомесячных сражениях разбила 100 тысячную армию хана Каплан-Гирея.

На поверку оказалось, это мыльный пузырь, который лопнул, и кабардинские историки оказались оплёванными в банальной лжи и подтасовке работ крымско-татарского историка Сейид Мухаммед Риза и турецкого историка Мехмет Рашида и другие аналогичные работы.

Такая же картина с мнимым «геноцидом кабардино-адыгского (черкесского) народа». Это всего лишь уловка на дивиденды с признания, как такового "геноцида кабардинцев-адыгов" Россией и через международное сообщество создать «Черкесское государство адыго-кабардинцев» в Большой Игре западных держав создавших проект «Черкесский вопрос».

 

Что же на самом деле предшествовало, так называемой кабардино-адыгской «101-летней войне «кабардино-черкесов» против России.

Одной из работ, которая раскрывает о зависимых народах Крымскому ханству на 1753 год, то есть началу этой мнимой столетней войны, это работа-исследование «Западно-Кавказские горцы и Ногайцы в XVIII столетии, по Пейсонелю.», Материалы для истории Западно-Кавказских горцев. Е.Д.Фелицына, представленное в «Кубанском сборнике», Труды Кубанского Областного Статистического Комитета издаваемого под редакциею Е.Д.Фелицына, Том II, г.ЕКАТЕРИНОДАРЪ, 1891. Здесь и далее мы будем ссылаться на эту работу, как «Западно-Кавказские горцы и Ногайцы…»

 

Фелицын опираясь на исследование Пейсонеля описывает «Малую Татарiю»:

«Малая Татарiя

 В настоящее время государство татарского хана заключает в себе все страны, находящиеся к северу от Чёрного моря между рр.Кубанью и Дунаем, т.е. 1) Бессарабию или Буджакъ, где кочует орда Буджакских ногайцев, между рр.Дунаем, Днестром, Чёрным морем и Молдавией; 2) пространство, заключающееся между рр.Днестром, Борисфеном, Бугом и границами Польши, близ которых находится Едисанская орда ногайев; 3) равнины, лежащие между рр.Борисфеном, Доном и границами России; незначительная часть этих равнин занята ордою Джембулукских ногайцев; 4) полуостров Крым и 5) вся Черкесия от Еникольского пролива или Босфора Киммерийского до Кабарды, где расположена орда Кубанских ногайцев. (Пейсонель, часть I, стран.4)…», с.6, Фелицын. Из этого описания чётко и ясно видно, что Кабарда не граничит с Татарскими черкесами. Между Кабардой и Татарскими черкесами на Кубани – Кубанские ногайцы. Это имеет принципиальное значение о расселении самой Кабарды.

 

В контексте этого вопроса работа, которая представляет обычную в кабардино-адыгском стиле фальсификацию, статья интересен одна работа, в которой, «Адыгская государственность», автором значится писатель Мусса Дауров, 2012г. (Сайт Пашкова).

Наш адыгский писатель Мусса Дауров пишет: «Французский дипломат Карл Пейсонель пишет в I755 году: «Черкесия – независимая страна… Границы её на юге достигают отрогов Главного Кавказского Хребта, с запада на восток она простирается от Чёрного моря до Терека…»

Но Пейсонель так не писал. Он, Пейсонель пишет: «Татарская Черкесiя простирается ныне от Босфора Киммерийского или пролива Еникольского до Кабарды включительно; она ограничена на севере − Кубанскими ногайцами, на юге – Абазинцами и Кавказским хребтом, на востоке – Кабардой и на западе – Чёрным морем. Черкесы, находящиеся в зависимости от хана разделены на 14 кобле или племён…», с.18, Фелицын. Как видим разница от того, что пишет М.Дауров и, как есть на самом деле, есть большая разница.

 

Многим не понятно употребления этого термина, как «Черкесия». Черкесия – это прежде всего географическое понятие, как «Кавказ», «Дагестан», «Прикубанье», с другой стороны это социальный термин, применяемый к разным народам, при том и татарам – тюркам, так и за-Кубанским народам. К этому мы приведём в наших работах множество документальных источников.

В связи с вольным обращением исторических текстов адыгского писателя Даурова, а это не единичный пример, укажем и на следующую сентенцию М.Даурова в его статье «Адыгская государственность»: «Согласно общепринятой статистике, ополчение может составить около 10% от всего населения. Следовательно, 200-тысячное войско предполагает около 2 миллионов населения Черкесии.

Это подтверждается информацией исследований 1830 года, которые проводились по приказанию фельдмаршала князя Паскевича Ивана Фёдоровича: «Население Черкесии составляет 1 миллион 700 тысяч человек. Черкесы могут выставить 250-тысячное войско». (Черноморская кордонная линия и правый фланг Кавказских войск. «Кубанский сборник», Екатеринодар, 1904 г. Т.10).

Обратим внимание на то, что наш «адыгский писатель М. Дауров» не указывает страницу, где он усмотрел такие данные. Мы всего лишь приведём пример того, что представляет этот т.10 «Кубанский сборник»: т.10. 1904г.

«1. Е.Д.Фелицын. Князь Сефер-Бей Зан. (67,1 Мб)

2. Ив. Тупикин. Описание боевой жизни 5-й конно-артиллерийской батареи Кубанского казачьего войска в минувшую войну 1877-1878г.г. (21,3 Мб)

3. П.П. Короленко. Территория Кубанских казаков. (7,35 Мб)

4. Н.Дьячков-Тарасов. Черноморская кордонная, Черноморская береговая линия и правый фланг Кавказа перед Восточною войною в 1853 году. (35,2 Мб)

5. Л.В. Македонов. Хозяйственное положение и промыслы населения нагорных станиц Кубанской области. (34,1 Мб)

6. Е.Д.Фелицын. Библиографический указатель литературы о Кубанской области, Кубанском казачьем войске и Черноморской губернии. Дополнения к разделам 1, 2, 3, 4, 5, 6. (29,3 Мб)»

 

В нашей предыдущей статье: «Геноцид адыгов-кабардинцев» − проект развала России», были представлены статистические данные на 1829 год, в газете «Тифлиские Ведомости». Мы автора не указали, это была небольшая интрига, о которой мы расскажем позже. Считаем пора указывать автора «Географическо-Статистического обозрение земли населённой народом Адехе». Автор сей работы «Г-нъ Артиллерии Поручик Новицкий, который находился на месте по поручению Начальства. Ему в особенности способствовал в исполнении сего полезного предприятия Войсковой Старшина Черноморского Войска Могурковъ, который будучи сам природный Черкес Шапсугского племени, знает совершенно владения связи сихъ народов, причины сихъ связей…» Здесь же дано примечание: «Они сами себя именуют Адехе, Аде значит ущелье, Хе-Море (С Шапсугского языка Х.Т.); но почему дано им имъ сие название не известно. Название Черкес им дали Ногайцы оно означает головорез; ибо слово черкъ значит резать…», №22, Мая 31-го дня 1829 года. Следует отметить, что имя данное сему народу Ногайцами более напоминает прозвище в насмешку. На самом деле термин «Черкес» трактуется шире и имело применение ко многим народам.

 

По данным Новицкого всего народов «Адыхе-Черкесов» на 1829 год: 262.800 человек, а воинов, которых они могли представить к военным действиям: 46.630 человек, то есть вполне реальные цифры.

Ксаверио Главани, французский консул в Крыму в 1724 году написал свой труд «Описания Черкесии», где он указывает зависимые от Крымского ханства бейлики (уделы – Х.Т.) и количество жилищ: «Сагаке – 500 жилищ; Жанна − 300; Бизеду (Бжедуги-Х.Т.) − 1000; Темиргой – 2.000; Бесней (Бесленей – Х.Т.) – 1.000 около; Бескесек Абаза − 620; Бесслибай − 200; Кабарта – 3.000 около; Кучук Кабарта − 800; Тауз-султан кабак (Таусултан − Х.Т.) − 600; Гилаксан (Гиляхстан − Х.Т.) − 400 и 5 зависимых селений. Итого: 10.620 жилищ»

 

Новицкий при счёте людей на 1 двор считал 8 человек, хотя принято считать на 1 двор в среднем 5 человек. Сделаем расчёт по Новицкому: 10.620х8чел. = 84.960 человек. В том числе в Кабарте и Кучук Кабарте: 3.800жил. х 8 чел. = 30.400 чел.

Отметим, что бейлики Таусултан кабак и Гиляхстан кабак на 1724 год, не считались кабардино-адыгскими владениями. А были отдельными бейликами.

Указанные бейлики по Ксаверио Главани на 20 января 1724 года владения подвластные Крымскому ханству.

 

Напомним, что кабардинские историки в 2008 году, создали миф «Канжальская битва − 1708 г.», в ходе которой кабардинцы разгромили 100 тыс. крымскотатарское войско и полностью освободились от зависимости Крымского ханства, и помогли тем самым Петру I одержать победу в битве под Полтавой в 1709 году, оказывается, солгали по привычке, как всегда.

 

Что касается недомогания во лжи адыгского писателя Муссы Даурова, то Паскевич Иван Фёдорович, как раз практически в это время исполнял обязанности Главнокомандующего Отдельным Кавказским корпусом (1826-1831гг.), и ему ли не знать численность населения Черкесии и о возможности численности воинов, которые могли выставить эти племена.

Отметим, что и на 1853 год, по данным Н.Карлгофа: «О ПОЛИТИЧЕСКОМ УСТРОЙСТВЕ ЧЕРКЕСКИХ ПЛЕМЕН, НАСЕЛЯЮЩИХ СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ БЕРЕГ ЧЁРНОГО МОРЯ», численность отмечалась практически на этом же уровне: «Трудно определить даже приблизительно народонаселение описываемого нами края, но кажется, мы не много ошибёмся, сказав, что число жителей обоего пола в черкесских племенах на восточном берегу Чёрного моря не превышает 300 тысяч душ…» В статье есть описка. Мы его не даём − Х.Т.

 

А край, описание, которого нам даёт Господин Н. Карлгоф:

«I. Пространство земли, населяемое черкесскими племенами на северо-восточном берегу Чёрного моря, ограничивается с севера рекой Кубанью, от устья её до впадения в неё Лабы, и нижней частью течения последней; с востока Лабой, притоками её Ходзь и Губс, и хребтом, отделяющим реку Ходзь от реки Белой; с юго-запада Чёрным морем…»

Он же о Кабарде: «5) Кабардинцы (Кабертай) населяют край вне пределов описываемого нами пространства близ военно-грузинской дороги, между реками Малкою и Тереком и землями Осетинских племён. Они составляют особый отдел народа Адиге и не входят в наше описание, по различии общественного их устройства от черкесских племён, населяющих земли между Кубанью и Чёрным морем…»

 

О зависимости бейликов Крыму говорит тот факт, что «при вступлении на престол (очередного хана – Х.Т.) они платят ему день, которая состояла сперва изъ 300 рабов. Хан не имеет права набирать войско из черкесов, но когда предпринимает войну, то просить у беев известное число людей в виде помощи.

Беи, знатные люди и сипаги одни только могут носить оружие и иметь его у себя; подвластные им слуги лишены этого права…», сс.18-19, Фелицын.

 

Нелишне будет напомнить, что при отмене крепостного права в Кабарде, освобождено русским правительством с 18 ноября 1866г. до половины марта 1867 года до 21.221 душ обоего пола, при общей численности кабардинцев на 1858 г. – 24.282 душ обоего пола. Евг.Максимов и Г.Вертепов, «Туземцы Северного Кавказа», историко-статистические очерки. Выпуск Первый. Осетины, Ингуши. Кабардинцы. Владикавказ, Типография Областного Правления Терской Области. 1892, сс.144-145.

 

На 1858 год кабардинцев (большой Кабарде-Х.Т) 24.282 душ обоего пола, и это учитывая последствия чумы конца XVIII и начала XIX вв., то из данных статистики не видно, что кабардинцев уничтожали десятками тысяч в ходе 101-летней кабардино-русской войны.

 

Кавказская война это большая Тема.

И эта война была не отдельно с племенами и народами Кавказа. Это была война геополитических интересов Англии, Турции, Персии с одной стороны и России с другой стороны. Что касается Западного Кавказа, то здесь сплелись интересы Великобритании и Турции.

 

Западный Кавказ:

«Кавказские горы, начинаются в окрестностях Анапы.

Кроме земель черноморских казаков и линейных, поселённых по Кубани, заключает в себе все пространство, граничащее с севера и востока рекою Кубанью и землями вышеупомянутых казачьих войск; с запада − Чёрным морем от устья Кубани до Гагринской теснины, и с юга − Кавказскими горами; на протяжении между Эльбрусом и истоками Малой Лабы граница идёт по гребню Кавказского хребта, а от истоков Малой Лабы южная граница поворачивает к юго-западу и прямою линиею доходит до Гагринского мыса.

Всё это пространство известно вообще под именем Закубанского, а народы − его населяющие, называются нами Закубанскими…» Анучин Д.Г. Очерк горских народов правого крыла Кавказской линии.

 

Словами Н.Карлгофа: «Жители северо-восточного берега Чёрного моря вели с доисторических времён обширную торговлю людьми.

Греческие колонии, покрывавшие этот берег, обязаны были этой торговле цветущим своим состоянием. Купленных там невольников они отправляли в большие города и крепости, где часто употребляли на публичные работы и часто продавали для домашней прислуги.

После падения Греческой империи и утверждения на берегах Чёрного моря владычества мусульман, а особенно когда Турки овладели Гypиeй, Мингрелией и Абхазией и потом основали на северной оконечности северо-восточного берега крепости Анапу и Сухум, торговля значительно усилилась; гаремы наполнялись Черкешенками, преувеличенная слава о красоте их далеко разносилась на восток и поддерживала сбыт живого товара. Вывоз женщин в Турцию производился в таком большом числе, что Черкешенкам приписывают улучшение турецкой породы.

При такой давней и обширной торговле людьми, не только не могла развиться в народе никакая промышленность, но даже самое общество не могло выйти из первобытного полудикого состояния.

Легко удовлетворяя нуждам человека, торговля эта не требует никакого труда; порождает праздность, тунеядство и дух хищничества; нарушает внутреннее спокойствие общества, поощряя к междоусобиям и набегам для приобретения пленных; ослабляет священное родительское чувство, приучая смотреть на детей, как на товар, и наконец оскорбляет человеческое достоинство.

При таком положении общества не может быть в нем никаких успехов в гражданском быте народа; мужчины должны быть вечно вооружены и настороже, а на долю женщин падает тяжёлый труд.

 

После присоединения Анапы (1829) к Российской империи, правительство тотчас же приняло, посредством крейсерства, меры к прекращении торговли невольниками; но так как эти меры оказались недостаточными, то постепенно занят был весь берег рядом укреплений, между которыми открылась вторая линия крейсерства, ближайшая к берегу, из гребной флотилии азовских казачьих баркасов.

Мало-помалу торговля невольниками была прекращена, и жители по необходимости должны были обратиться к труду и промышленности; но невозделанный край, которого богатства ещё не раскрыты, представлял мало к тому способов.

Гарнизоны укреплений покупали у местных жителей скот, домашнюю птицу, масло, яйца и молоко, а вольно-промышленники – кожи, мёд, воск, пиявки, дерево букс, похожее в выделке на пальму, в небольшом количестве гомию (род пшена) и кукурузу. По малому количеству лугов, прибрежные жители не имеют обширного скотоводства; скот их мелок и не отличается хорошими качествами; на северной же покатости обширные равнины доставляют жителям возможность держать большие табуны лошадей и значительное количество рогатого скота и овец.

Лошади горских пород, употребляемые только для верховой езды, замечательны по крепости и способности переносить большие труды в горах, но не отличаются красотой…»

 

Карлгоф о торговле черкесов пишет:

«По непривычке к труду, горцы не пользуются хорошим строевым лесом даже и для собственных надобностей, предпочитая прочим деревянным постройкам, требующим затруднительного вывоза леса из гор, лёгкую постройку плетёных из хвороста и обмазанных глиной сакель, состоящих из двух небольших комнат, мужской и женской половины.

Из внутренней промышленности горцев, для собственного их потребления, замечательнейшие предметы: оружие, с обделкой его серебряной оправой с чернедью, женской работы серебряные позументы для поясов и для обшивки праздничной одежды мужчин и пр. Женщины также ткут грубые сукна для мужской одежды и шерстяные материи для себя. Кроме оружейников, горцы не имеют у себя других ремесленников.

До занятия северо-восточного берега Чёрного моря русскими укреплениями, жители не имели никакого понятия о монетах и вели только меновую торговлю.

В последствии торговля с русскими промышленниками в укреплениях ввела у горцев в обращение нашу монету, и серебряный рубль, известный у горцев под названием: «монет», сделался основной единицей для определения ценности предметов.

Из привозных предметов горцы более всего нуждаются в соли и в мануфактурных произведениях для одежды. Соль они добывают у себя только посредством выварки из морской воды, но не умея очищать её от посторонних составных частей морского раствора, получают всегда горькую.

Что же касается до предметов одежды, то хотя женщины и удовлетворяют этой потребности своими работами, но в недостаточном количестве и дурного качества.

Из привозных мануфактурных товаров наибольший сбыть имеют: американ, зон, кисея, сукна, шёлковые и шерстяные материи для архалуков и частью для женских платьев, одеяла, ковры и кованые сундуки.

Торговое сословие в горах состоит из живущих там Армян, которые не причисляются к народу, а считаются гостями, хотя большая часть из них составляет потомство людей, поселившихся в горах за много поколений назад. В понятиях народа занятие торговлей считается презрительным.

По степени развития общественного их быта, Черкесы не могли ещё попасть на путь умственного образования. Язык их, не обработанный и не имеющий письменности, стоит на ряду варварских; все сношения и сделки между жителями производятся изустно, и никаких письменных актов у них не существует.

Для внешних письменных сношений они употребляют язык турецкий, на котором говорят многие из прибрежных жителей, ведущих с Турками торговые сношения. Муллы, кроме того, знают ещё арабский язык, но он редко употребляется для письменных сношений. Изучение турецкого языка и догматов магометанской веры составляет исключительный предмет образования того класса людей, который сколько-нибудь заботится о воспитании детей.

Ближайшие к нашим укреплениям и станицам жители вошли с нами в сношения и мало-помалу начали вести в занятых нами местах торговлю, которая скоро их обогатила. Пример этот невольно увлёк других, и наконец в народе образовалась партия, желавшая сближения с нами. Все подтверждения народных собраний о соблюдении в точности условий общего союза племён оставались недействительными, несмотря на то, что значительное большинство народа было против нас...»

 

Таковы краткая характеристика общего положения дел на Западном Кавказе, где речь о «101-летней войне «черкесов и русских» некорректно. Тем более писать якобы о миллионах жертв «Кавказской войны» и «геноцида кабардино-адыгского народа».

Общеизвестно, что численность кабардинских, адыгских племён не превышала в общей сложности в период предшествовавший, так называемой «кабардино-русской войне 1763-1864гг.» и 100 тыс. человек.

А их общая численность на 1875 год превышала 100 тыс. человек. Это говорит лишь только о том, что кабардинцы и западные адыги, менее всех пострадали в Кавказской войне.

 

Если говорить о территориях, то кабардинцы на 1720-1823 гг., расселялись на следующей территории: «Кабардинцы имеют свои хутора и выгоны для скота. Постоянные их усадьбы расположены в следующем порядке по Баксану: От впадения речки Гунделен вниз по Баксану вёрст на тридцать. Атажукины аулы занимают верховье Баксана в горах (ниже реки Гунделен на 30 вёрст – Х.Т.). Мисостовы Аулы, лежат на средних частях Баксана у подошвы гор, а главное местопребывание сего рода в урочище, называемом Цизъ-Курун- или Девичий рынок. Джембулатовы Аулы, расположены на нижних частях Баксана, наипаче на рукаве сей реки называемой Старой или Малой Баксанъ (Баксанъ ишъ). Но главное местопребывание Джембулатова рода находится на реке Чегемъ въ Кошкатовском урочище близ горы Кашкатау и на средних частях сей реки, где живёт род Бекмурзы. Кабардинцы имеют привычку переходить съ старых усадъбъ, коль скоро селения ихъ засоряются отъ скопившегося скотского навоза и других нечистот…», с.85-86. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе - М.: Типография С.Селивановского,1823. с.385.

 

Если простыми словами сказать, то кабардинцы расселялись на средних течениях рек Чегем, Баксан и Малка. Современный город Нальчик, Вольный аул, Кенже, Лячинкая, Урванский район, Аушигер, Псыгансу, Зарагиж, Жемтала, Заюково не входили в территорию расселения кабардинского этноса, а относились к исторической территории Бештау Эл, то есть Балкарии.

Резюме: Кабардинские историки вопреки научной этике и историческим фактам создали параллельную историю в которой они рисуют кабардинское общество – государством Черкесия, которая в 101-летней войне потеряла большую часть своей территории и 90% населения.

 

Кто нагнетает обстановку в России?

Из сайта: vk.com›topic-7581208_23015751 геноцид абхазо-адыгского народа

 

Большие надежды черкесов всего мира были связаны с созданием Международной черкесской ассоциации (МЧА), которая должна была представить политические силы черкесов всего мира, и организовать работу по признанию геноцида.

Спустя некоторое время, было принято решение о перенесении штаб-квартиры МЧА в Россию. Как следствие организация попала под влияние федеральной власти России. Руководители МЧА вынуждены были заявить, что они отказываются от какого-либо участия в политике, объявив приоритетными направлениями своей деятельности сохранение языка и культуры. Надо отметить, что в черкесских республиках Кавказа функционируют министерства и ведомства, которые на государственном уровне занимаются этими вопросами.

Возникла необходимость в создании новой, мобильной организации, главной целью которой стало бы воссоздание черкесского этноса на исторической родине.

Такая организация была создана в Республике Адыгея 6 декабря 2004 года группой единомышленников. Мы назвали её Черкесский конгресс. Спустя год Черкесские конгрессы появились в двух других республиках Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, в разных странах мира. Они представляют собой сеть общественных организаций, преследуют одни цели, и согласовывают свои действия.

Следующим важным шагом должно стать объединение всех этих организаций в единое международное движение «Всемирный Черкесский Конгресс» со штаб-квартирой в одном из демократических государств мира.

Идеи Черкесского конгресса поддерживают общественная организация Королевства Иордания "Друзья адыгов Кавказа", Кавказский форум Республики Турция, с которыми заключены письменные соглашения о совместной деятельности.

11 октября 2006 года 20 черкесских организаций из 9 стран по инициативе общественного движения «Черкесский конгресс» Республики Адыгея обратились в Европарламент с просьбой признать геноцид черкесов, совершенный Российским государством с конца XVIII до начала XX вв.

21 мая 2007 года представитель «Черкесского конгресса» Республики Адыгея принял участие в международной Конференции, которая проходила в Вашингтоне (США) на тему: <Черкесы: прошлое, настоящее, будущее>.

11 октября 2010 г. адыгские (черкесские) организации девяти стран мира − России, Турции, Израиля, Иордании, США, Бельгии, Канады, Германии, Сирии − обратились к президенту Европарламента господину Джозефу Борреллю Фонтеллесу с просьбой признать геноцид адыгского (черкесского) народа, совершенный Российским государством с конца XVIII до начала XX годов.

Как сообщил корреспонденту "Кавказского узла" заместитель председателя республиканского общественного движения "Черскесский конгресс" Заур Дзеукожев, обращение подписано двадцатью общественными организациями мира. Пять из них − российские. Это Адыгейское республиканское общественное движение "Черкесский конгресс", Адыгейская республиканская общественная организация "Нафна" ("Хабзэ"), Адыгейское городское отделение общественного движения "Адыгэ Хасэ", Карачаево-Черкесское республиканское общественное движение "Черкесский конгресс", Кабардино-Балкарское региональное общественное движение "Кабардинский конгресс"

В обращении, говорится:

«Мы, адыги (черкесы) − коренные жители Северо-Западного Кавказа…

В ходе военных действий осуществлялись − захват территорий, целенаправленное лишение мирного населения основных средств жизнеобеспечения: уничтожение садов и посевов, захват скота, сожжение дотла мирных селений.

Совершались массовые убийства мирного населения: женщин, детей, стариков.

Сегодня на земле своих предков адыги (кабардинцы, черкесы, адыгейцы, шапсуги) общей численностью около 700 тыс. человек проживают в 4 субъектах Российской Федерации (Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Адыгея, Краснодарский край) и обладают не более 20% от ранее занимаемой исторической территории.

Более 3 млн. представителей нашего народа проживают вне пределов Северо-Западного Кавказа в 50 государствах. Вследствие искусственно созданной разобщённости этнические адыги (черкесы) постепенно утрачивают культуру, язык…»

 

Скажем отдельно о шапсугах.

Вот, что пишет Люлье Леонтий Яковлевич (1805-1862). Этнограф, автор ряда книг, посвящённых Кавказу. Около 40 лет служил на восточном берегу Чёрного моря, с 1834г. находился при Вельяминове в качестве дипломатического чиновника. В своей работе: «Общий взгляд на страны, занимаемые горскими народами, называемыми Черкесами (Адиге), Абхазами (Азега) и другими смежными с ними»: «В отношении разделения тех племён на черкесские (Адиге) и абхазские (Азега), следует заметить, что Кабардинцы и другие адигские племена, сохранившие феодальное управление, называют Абадзехов, Шапсугов и Натухацев общим именем Абадзе – чиль, что значит: абазинские народы; всех же Закубанцев, исключая Бесленеевцев – Кiяхь, т.е. низовые жители… Бесленеевцы отделились от Кабардинцев… Настоящими Адигами признают: Кабардинцев, Бесленеевцев, Темиргойцев, Хатюкайцев и Хегайков…», Люлье.

Шишкевич, Ф., пер. Историографические записки о странах, лежащих между морями Черным и Каспийским, содержащие новейшие подробные описания живущих в оных народов, и достопамятности древнего и нынешнего тех земель местоописания» СПб.: В тип. Шнора, 1810.

«И. АБХАЗЫ. − Самыя древнія и первоначальныя селенія сей націи лежать къ югу отъ замыкающихся горъ межь Кубанью -и Черным* моремъ. Они Туркам* данники и разд;ляются на два правительства, Восточное и Западное, изъ коихъ каждое подвластно Баш;, выбираемому обыкновенно изъ знатн;ишихъ тамошних* фамилій. Одинъ изъ сихъ Башей пребываешь въ Со;укъ-Кал;, а другой въ Согюмъ-Кал;. У;зды ихъ суть Шапсикъ , убюкъ, Туби, Зпга, Садсъ, Чаджи и Хирписъ. Главный городъ Анакоииръ, въ древности Никопсисъ….

Абхазы говорятъ собственнымъ языкомъ существенно отъ всехъ известныхъ отличающимся, хотя кажется, что онъ имеешь отдалённое сходство • съ Черкесскимъ. Они страну свою называютъ Абсне; а Татары, Турки и Черкессы Абазонэ, Грузины же Абхазетіею; Византійскими Историками она называется Абазгіею…»

 

О миллионах «черкесов» за рубежом

Настало время привлекать к правовой ответственности лиц публикующих в официальных источниках, научных изданиях, учебниках в сфере Министерства образования, средствах СМИ к правовой ответственности о «миллионах черкесов в изгнании». Если черкесы − это кабардинцы, адыги, то их численность за рубежом не превышает 50 тыс. человек. Относительно их численности в России, то их, кабардинцев, адыгов около 700 тыс. чел., то, где «геноцид кабардинцев, адыгов»?

И не надо забывать, что кабардинцы выехали за рубеж по своей воле, на землю обетованную для воссоединения с единоверной Турцией. Нет ни одного документа, о кабардинцах, как насильственно высланных в ходе «Кавказской войны».

 

Хадис Тетуев

 

22.12.2015

Назад к списку статей рубрики МОЗАИКА ИСТОРИИ

 

000-aaa.gif Если Вам понравилась эта страница, и Вам захотелось, чтобы Ваши друзья тоже её увидели, то выберите внизу значок социальной сети, где вы имеете свою страницу, и выразите своё мнение о содержании.

Ваши друзья и случайные посетители благодаря этому добавят Вам и моему сайту рейтинг

 

avatar-2615.jpg