В поисках предков. Скифы - Сайт Александра Таранова

В поисках предков. Скифы

 

Назад

Изучение истории скифов должно начинаться с решения вопроса их происхождения.

 

Единого мнения у историков не было, существовали две концепции, согласно первой из которых скифы были пришельцами в Северном Причерноморье. Прибыли они из Азии, из глубинных районов, при этом неизвестно, из каких именно.

Историки, придерживающиеся этой концепции, находили ей археологическое подтверждение. В VII в. до н.э. на территории Северного Причерноморья они отмечали элементы культуры скифов, которые появились там как бы внезапно и не имели переходных ступеней от местных культур.

Сторонники второй концепции, напротив, находят в Северном Причерноморье культуру, переходную от местной к скифской. М.И.Артамонов и Б.Н.Граков полагают, что предшествующей скифской была срубная культура. Таким образом, между местными и скифскими корнями прокладывался мостик, позволявший говорить о скифах, как автохтонах.

Но во временной плоскости между двумя культурами, срубной и скифской, находится культура типа Черногоровки – Новочеркасского клада. А.М.Лесков отождествляет представителей Черногоровской культуры с киммерийцами, а Новочеркасской со скифами. Тогда предшествовавшая им срубная культура является общей основой для киммерийцев и скифов.

 

Естественно, сторонники обеих концепций за доказательствами обращаются к археологии. Но в этой науке, независимо от концепций, на основании собранных фактов и их интерпретации, приходят к выводу о том, что скифы вобрали в себя элементы как местной, так и пришлой культур.

Таким образом, в попытке решения вопроса о происхождении скифов две противоположности сходятся в единстве.

 

У сторонников прихода скифов из Азии не отрицается влияние местного элемента на формирование пришлой скифской культуры. Но и сторонники их автохтонного происхождения также согласны в том, что пришлый элемент сыграл свою роль в создании местной скифской культуры.

 

Кто же прав?

Возможно, спор двух концепций сводится к вопросу об удельном весе местных и пришлых элементов в культуре скифов.

Но есть и другое решение, на первый взгляд кажущееся парадоксальным. Скифы, в соответствии с сообщением Геродота, могли быть пришельцами в Северном Причерноморье, но при этом быть там автохтонами.

Как такое может быть?

Соединение двух противоположных концепций осуществляется, если изучить вопрос глубже.

Изучение письменных источников вкупе с археологическими открытиями позволяют утверждать о владениях скифов, не ограничивающихся береговой территорией Чёрного моря. Выяснив, что Скифия включала в свой состав довольно значительную часть Евразийского континента, включая территории Европы и Азии, правомерно сделать вывод о том, что, перемещаясь из Азии к северным берегам Чёрного моря, скифы не выходили за границы своей страны. Речь в этом случае должна идти о передвижениях из одного скифского региона в другой, тоже скифский регион.

Таким образом, дело сводится к определению восточной границы Скифии. Выше мы изучили этот вопрос, рассмотрев историю среднеазиатского похода Александра Македонского и археологические находки на Алтае. Как выяснилось, греческий завоеватель на берегах Сырдарьи воевал с теми же самыми скифами, которые в своё время отражали вторжение персидской армии в Северном Причерноморье, а истоки скифской культуры следует искать в Сибири и Казахстане.

Об этом говорят источники. «Данные античных писателей, прежде всего Аристея и Геродота, позволяют очертить исходную в движении скифов на запад территорию в междуречье Амударьи и Сырдарьи».[1]

Об этом сообщает археология, в том числе открытия на Алтае.

И таким образом, «новое, расширенное представление о скифской культуре на всём пространстве евразийских степей имеет достаточную опору не только в археологическом материале, но и в данных античных источников».[2]

Исходя из данных исторической науки, правомерно делать вывод о том, что территория Скифии является как бы прообразом территории бывшего СССР. Населяя огромные земли от Балтийского и Чёрного морей до вод Тихого океана, народы СССР представляли собой единую общность. Они воевали на западе, отражая нашествие Германии в годы Второй мировой войны, и на востоке, когда громили японцев. Жителей СССР иностранцы называли «русские», не отягощая себя выяснением того, кто из них белорус, украинец или казах.

В этом свете выяснение вопроса автохтонности или пришлости скифов на территории Скифии есть вопрос беспредметный. Это всё равно, что доказывать, что жители СССР были украинцами или туркменами. При отражении немецко-фашистской агрессии в западных регионах СССР плечом к плечу воевали представители всех народов СССР. Затем Советская Армия совершила освободительный поход в Европу, а потом разгромила японскую армию на Дальнем Востоке.

 

На территории Скифии в разное время, в силу разных исторических, политических и военных причин могли образовываться различные племенные союзы, в т.ч. военные союзы. Они должны были иметь названия, например: киммерийцы, скифы, сарматы, готы. Но после возвращения победителей домой исчезали сами эти союзы, как временные образования, но не народы, союзы образующие. После окончания Гражданской войны в 1920/22 гг. Красная Армия была сокращена в десять раз, уменьшившись с 5 миллионов до 500 тысяч человек. Но русский народ не исчез, не эмигрировал в неизвестном направлении, а просто перешёл от военной к мирной жизни.

Так же никуда не делось оседлое население Скифии. Дискуссии на тему автохтонности или пришлости скифов носят схоластический характер. Ведь все исследователи этого вопроса прекрасно знают, что скифы не есть самоназвание народа. Так их называли греки. Слово «скифы» означает «стрелок». Сами же они называли себя сколотами, но опять же, это название мы читаем в греческой транскрипции. И, тем не менее, зная это, исследователи пишут, например, так: «Впервые на смену многим и многим населявшим Северное Причерноморье прежде народам, безвозвратно исчезнувшие имена которых заменяют ныне условные наименования археологических культур, на историческую арену выходят могущественные кочевые племена, самоназвания которых, отложившись в десятках письменных источниках, дошли до наших дней. Это – киммерийцы, скифы, сарматы».[3]

 

Мурзин знает, что самоназвание скифов совсем другое – сколоты. И зная это, пишет «скифы». Но скифы потом «исчезнут» и «появятся» сарматы и таким образом, Мурзин не выйдет за рамки теории броуновского движения диких кочевых племён на территории бывшего СССР. Однако, поскольку самоназвание у этих племён иное – сколоты – постольку речь идёт совсем о другом: одни и те же племена в разное время иностранцы называли по-разному.

 

Наши предки были могущественны и непобедимы. Они проживали на огромной территории, занимая такую площадь, которая позволяла им, не выходя за пределы своей страны, отражать нашествие персов на Дунае и греков Александра Македонского на Сырдарье. Ни один из завоевателей не сумел их покорить и поэтому наши предки вызывали одновременно зависть и ненависть. Им завидовали за их здоровый образ жизни, лишённый пороков, присущий древним цивилизациям. Но их также боялись и ненавидели – за то, что они не давали себя покорить. Вот почему о них писали по-разному, одни историки античности ими восхищались, другие – ненавидели.

В последующие времена скифы продолжали оказывать влияние на страны античного мира, неся славу непобедимого народа. Так, знаменитый царь Понта Митридат Евпатор не решился начать военные действия против скифов. Общая ситуация, заключавшаяся в ослаблении Сирии и Египта, внутренних распрях в Парфянском царстве, раздробленности Армении, наконец, отдалённости Рима, казалось, позволяли Митридату использовать ситуацию и сосредоточить свои силы против скифов. Это было необходимо сделать ввиду непрерывных нападений скифов и сарматов на античные города Северного Причерноморья. Жители Херсонеса приглашали Митридата для защиты их от северных варваров. Однако и на тот момент скифы продолжали пользоваться славой непобедимых, что был вынужден учитывать в своих расчётах Митридат.[4]

 

Тогда следует найти ответ на вопрос, почему скифы, будучи непобедимыми, разгромили армии Передней Азии, а потом ушли? Потому что скифы не были завоевателями. Мы помним слова скифского посла, высказавшего Александру Македонскому осуждение за его стремление к завоеваниям – и отсутствие такой идеологии у скифов.

Далее, разгромлены были не все страны. Уничтожив переднеазиатского гегемона – Ассирию, скифы продвинулись далее до Иудеи включительно, но у границы с Египтом довольствовались выкупом и вернулись обратно.

Но при чём тут вообще Иудея, спросит читатель?

А вот при чём. Стремительное появление киммерийцев и скифов в Передней Азии, их борьба с Ассирией, их поход в Палестину и к границе Египта, наконец, поражение всех без исключения армий Древнего мира, осуществлявших вторжение в Скифию – говорят о том, что в своё время киммерийцы и скифы приходили в Переднюю Азию не ради завоеваний, а ради сокрушения того, что мы называем цивилизациями Древнего Востока. Военные успехи скифов сами за себя показывают, что победить их, завоевать этот народ и захватить его землю никто не мог, следовательно, они в Передней Азии повели себя не как завоеватели, впоследствии изгнанные обратно в свои пределы, но как русская армия в 1814 году, вступившая в Париж, освободившая Францию от Наполеона и, выполнив свою миссию, вернувшаяся обратно в пределы своей земли.

Переднеазиатский поход скифов был ответом на агрессивные действия против них со стороны ближневосточных держав.

 

Заключение истории скифов мы выполним, вспомнив ещё раз автора, на которого ссылались в Предисловии.

Вот что пишет Б.Ф.Поршнев о тайных пружинах международной политики. «Но на самом-то деле Габсбурги и не думали отказываться от агрессии. Кажущиеся неудачи католической политики Габсбургов в их собственной монархии в действительности были следствием не слабости, а расчётливой и дальновидной осторожности. Преждевременный вызов всеевропейскому фронту противников мог бы погубить всё дело. В глубокой тайне выжидал и подготавливал австрийский двор ту минуту, когда можно будет сделать решительный шаг к установлению универсальной Империи Габсбургов. Проницательнейшие умы иезуитов, всецело руководивших слабоумным Рудольфом II, к старости совсем погрязшим в астрологии и алхимии, разрабатывали эту проблему в тиши императорских покоев. Видное место среди подготовителей и организаторов немецко-габсбургского «похищения Европы» занимал венский епископ Мельхиор Клезль (с 1616 г. – кардинал), ставший после смерти Рудольфа II при занявшем в 1612 г. императорский престол Матвее Габсбурге главою тайного совета и вдохновителем всей политики императорского двора».[5] И далее: «Почему же с точки зрения этих людей, глубоко скрытых от взоров европейского общественного мнения, но фактически решавших вопрос, быть ли войне или миру в Европе…» и т.д.

Нам здесь интересно, что вопросы войны и мира решают не короли и не императоры, а некий кардинал, работающий в составе тайного совета, скрытый от «взоров общественного мнения», но являющийся «вдохновителем европейской политики».

 

В скифскую эпоху «тайные кардиналы» находились в Иерусалиме. Захватив Палестину, уничтожив её жителей, а оставшихся превратив в своих рабов, самих иудеев использующие в качестве солдат «новой веры», иудейские жрецы колена Левия сидели в храме и плели паутину для остального человечества, чтобы подчинить образу Власти всех – так же, как они уже подчинили народы в Иудее.

Исход евреев из Египта под предводительством жреца Моисея, захват власти в Палестине и строительство там пирамиды власти, основывающейся на идеологии монотеистической религии – всё это было полигоном, на котором отрабатывали способы захвата власти и которые следовало применить затем в мировом масштабе.

Да иудейские пророки это и не скрывали! Они открыто объявили себя избранными и заявили, что им должны подчиниться все остальные народы Земли, а неподчинившиеся подлежат уничтожению. Подробно автор изложил это в серии «Библия под микроскопом».

 

Здесь же выскажу предположение о том, что главной целью похода скифов в Переднюю Азию могло быть стремление уничтожить иудаизм как идеологию. Вот почему сначала были разгромлены армии передневосточных государств, стоявшие на пути скифов к Иерусалиму, затем разгромлена сама Иудея. Вторая цель, как было указано выше, заключалась в освобождении скифов, взятых в плен армиями древневосточных государств в ходе их набегов на скифские земли.

Но контакт с древними цивилизациями вызывал разлагающее действие среди скифов. Войны, в ходе которых они отягощали себя добычей, торговля с греческими колониями – оба эти фактора стали причиной появления знати среди скифов, увеличения её богатств и как следствие, усиления социального неравенства в едином прежде народе.

Таким образом, контакт с цивилизациями Древнего мира привёл к заражению скифов бациллой богатства. Эта болезнь в конечном счёте привела их к созданию властной пирамиды, по образцу древних царств.

 

Эпохой экономического расцвета скифской аристократии следует считать IV в. до н.э.[6] Археологи отмечают в захоронениях скифской знати просто необыкновенную роскошь. От Киева до нижнего Приднепровья скифские гробницы буквально напичканы золотыми изделиями.

Затем, в III в. до н.э., скифские вожди берут в свои руки хлебную торговлю с греческими городами, что способствует дальнейшему росту их богатств. «На монетах, чеканенных в Истрии и Ольвии в III-II вв. до н.э. с именами скифских царей Канита и Скилура, фигурируют изображения колосьев пшеницы и другие символы торговли хлебом. Цари скифов принимали греческих послов. При Каните жил некто Гермий, сын Аполлодора, антиохиец, представлявший при его особе интересы греческих городов фракийского побережья. Ариапиф имел ещё в V в. в Ольвии представителем некоего Тимна. На рубеже III-II вв. до н.э. скифский царь Сайтаферн донимал Ольвию данью под видом подарков гостеприимства, иногда не совсем почётно обращаясь с её архонтами».[7]

Рост богатства неизбежно привёл к социальному расслоению населения и разложению общинного строя скифского общества. Следующий шаг – это создание государства.

Перенесение столицы скифов из Каменского городища на Днепре в Неаполь (Новый город) в Крыму, возможно, связано с натиском сарматов из-за Дона. Но может быть и другая причина, заключающаяся в стремлении поставить под контроль боспорскую торговлю.

 

Итак, скифы стали проводниками греческой торговли и это закономерно привело их к созданию государства. Своего высшего уровня скифское государство достигло, как принято считать, в правление Атея. «Время правления Атея было периодом наибольшего расцвета скифской державы, пиком её могущества. Смерть престарелого вождя и поражение в войне с Македонией означали начало упадка. После этого ощутимого удара, по-видимому, последовали крупные политические перемены: падение влияния в соседних областях, брожение и центробежные тенденции у подвластных народов и племён. Нет, Скифия ещё не погибла. Восемь лет спустя после разгрома в Придунавье она сумела даже взять реванш, уничтожив армию Зопириона в причерноморских степях. Но уже сама возможность проникновения враждебных войск в центральные районы страны говорит о значительном ослаблении верховной власти у скифов. Правда, чисто внешне этот кризис ещё почти невидим и неуловим.

Именно в последние десятилетия IV в. до н.э. возводятся десятки грандиозных курганов с пышными гробницами скифских «царей» и высшей знати. Именно в это время достигают максимального развития взаимовыгодные связи между греческими городами-колониями и Скифией. И вдруг всё рухнуло, «кануло в Лету», исчезло как дивный мираж в знойной пустыне.

На рубеже IV и III вв. до н.э. или в самом начале III в. до н.э. великая Скифская держава навсегда уходит с исторической арены. Замирает жизнь на городищах и открытых поселениях. Не возводятся более курганы, как рядовые, так и «царские». Точного объяснения причин столь грандиозной катастрофы не найдено до сих пор».[8]

 

Скифов не смогли завоевать силовым методом. Тогда их разложили торговлей, что, в конечном счёте, привело к созданию государства, а государственная власть ослабила скифов и сделала их уязвимыми перед внешними врагами.

Источники рисуют полное и внезапное уничтожение Скифии, но скорее всего, этот процесс растянулся во времени. «По-видимому, рисующий картину полного разгрома скифского государства Диодор (кстати, не ясно к какому времени относится его сообщение) прав только частично. Известны скифские памятники в низовьях Днепра и к востоку от него, по реке Молочной, что плохо согласуется со свидетельством этого античного автора о полном уничтожении Скифии. Очевидно, погром охватил только те области, где сарматы встретили упорное сопротивление. В других местах скифы могли подчиниться завоевателям и платить им дань, сохранив свою жизнь и имущество. Есть также все основания считать, что Нижний Днепр, Крым и территория, которую Страбон назвал «Малой Скифией» (совр. Добруджа), сохранили старое скифское население. Несколько позднее Скифия будет ограничена только площадью Крыма и узкой полосой причерноморского побережья до Ольвии.

Окончательно изгнали скифов из этих окраинных мест сперва готское (III в. н.э.), а потом и гуннское (IV в. н.э.) нашествия. Скифы исчезли как народ и больше никогда не упоминались в анналах мировой истории».[9]

 

Историки рисуют картину уничтожения скифов народами, пришедшими с востока, т.е. оттуда, где, как мы теперь знаем, находился центр и источник скифской культуры. Получается, что в Северном Причерноморье скифов изгнали… скифы.

Это значит, что скифы не были изгнаны или уничтожены. Они, как и их предки автохтоны, остались жить на своих местах, приняв участие в этногенезе славян, которых мы полагаем нашими предками, живущими на территории России, от Дуная до «восхода Солнца», испокон веков.

 

Олег Варягов

 

Литература:

  • Аппиан. Римская история.
  • Арриан. Поход Александра. Издательство Академии наук СССР. Москва – Ленинград. 1962 г.
  • Библия.
  • Галикарнасский Дионисий. Римские древности.
  • Геродот. История. Перевод Г.А.Стратановского, АСТ, Москва, 2007 г.
  • Гомер. Одиссея.
  • Диодор.
  • Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Восточная литература. Москва. 1960 г.
  • Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. Издательство МГУ. 1993 г.
  • Лаэртский Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Мысль. Москва. 1979 г.
  • Ливий Тит. История Рима от основания города.
  • Овидий. Письма с Понта.
  • Платон. Диалог «Горгий».
  • Полибий.
  • Полиэн. Стратегемы. Евразия, Санкт-Петербург, 2002 г.
  • Помпоний Мела. О положении Земли.
  • Самосатский Лукиан. Сочинения. Алетейя. С.-Петербург. 2001 г.
  • Сицилийский Диодор.
  • Страбон. География.
  • Флавий Иосиф. Иудейские древности.
  • Флавий Иосиф. О древности еврейского народа. Против Апиона.
  • Фукидид. История. Москва. Научно-издательский центр «Ладомир». АСТ. Перевод Г. А. Стратановский, 1981 г.
  • Цезарь Гай Ю. Галльская война. Академия наук СССР. Москва – Ленинград, 1948 г.
  • Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа».
  • II Международная конференция «Скифы и сарматы в VIII-III вв. до н.э.», посвященная памяти Б. Н. Гракова. Азов – Ростов-на-Дону, 2004 г.
  • Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. Академия наук СССР. Москва. 1949 г.
  • Абаев В.И. Скифо-европейские изоглоссы. Наука. Москва. 1965 г.
  • Авдиев В.И. История Древнего Востока. 2-я типография «Печатный Двор» имени А.М. Горького Главполиграфиздата при Совете министров СССР. Ленинград, Гатчинская, 26. 1953 г.
  • Агбунов М.В. Путешествие в загадочную Скифию. Москва. Наука. 1989 г.
  • Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии VII-VI вв. до н.э. С.-Петербург. Издательство Государственного Эрмитажа. 2003 г.
  • Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. Москва. Наука, 1989 г.
  • Андрух С.И. Нижнедунайская Скифия в VI – начале I в. до н.э. Запорожский государственный университет. Запорожье. 1995 г.
  • Артамонов М.И. Киммерийцы и скифы. Издательство Ленинградского Университета. 1974 г.
  • Артамонов М.И. Сокровища саков. Искусство. Москва. 1973 г.
  • Белявский В. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. Ломоносовъ. Москва. 2011 г.
  • Бессонова С.С. Религиозные представления скифов. Киев. Наукова думка. 1983 г.
  • Брестед Д., Тураев Б., История Древнего Египта, Минск, Харвест, 2002.
  • Буркерт Вальтер. Греческая религия. Архаика и классика. С.-Петербург. Алетейя. 2004 г.
  • Вопросы скифо-сарматской археологии. Академия наук СССР. 1954 г.
  • Высотская Т.Н. Неаполь – столица государства поздних скифов. Академия наук Украинской ССР. Институт археологии. Наукова думка. Киев. 1979 г.
  • Гайдукевич В.Ф. Боспорское царство. Москва-Ленинград, Издательство Академии Наук СССР, 1949 г.
  • Гоувей Олдфилд Гоувей М. Лошадь в мифах и легендах. Москва. Центрполиграф. 2007 г.
  • Граков Б.Н. Скифы. Московский университет. 1971 г.
  • Грантовский Э.А., Бонгард-Левин Г.М. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. Москва. Мысль. 1983 г.
  • Грантовский Э.А. Ранняя история иранских племён Передней Азии. Москва. Восточная литература РАН. 2007 г.
  • Грязнов И.П. Каменское городище. Днепропетровск. Проминь. 1978 г.
  • Гуляев В.И. Скифы: расцвет и падение великого царства. Алетейя. Москва. 2005 г.
  • Гутнов Ф.Х. Скифские портреты.
  • Дандамаев М.А. Месопотамия и Иран в VII – IV вв. до н.э. Социальные институты и идеология. - СПб., 2009 г.
  • Диносолов М.И. «Мужи, промышляющие морем».
  • Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. Наука. Москва. 1982 г.
  • Древнейшие очаги цивилизации Ближнего и Среднего Востока: Цивилизации Древнего Востока. ДиректМедиа Паблишинг. Москва, 2005 г.
  • Древности скифов. Институт археологии АН Украины. Киев. 1994 г.
  • Дьяконов И.М. История Мидии от древнейших времен. Институт восточных рукописей РАН. С.-Петербург. 2008 г.
  • Егер О. Всемирная история. АСТ. Москва, 1999 г.
  • Жук О.В. Библия под микроскопом. Другая цивилизация.
  • Зализняк А.А., Левонтина И.Б., Шмелёв А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. Москва. Языки славянской культуры. 2005 г.
  • Иванчик А.И. Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н.э. в античной литературной традиции: фольклор, литература и история. Москва, Берлин: Палеограф, 2005 г.
  • Иванчик А.И. Современное состояние киммерийской проблемы. Итоги дискуссии. Вестник Древней истории, 1999, №2.
  • Известия императорской археологической экспедиции. С.-Петербург. 1902 г.
  • История Древней Греции. Москва. Высшая школа, 1986 г.
  • История Востока в шести томах. Том 1. Восток в древности.
  • Клейн Л.С. Археологические источники. Издательство Ленинградского университета. Ленинград, 1978 г.
  • Коломийцев И.П. Тайны Великой Скифии. Москва. Олма-Пресс. 2005 г.
  • Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. Академия Наук СССР. Москва. 1960 г.
  • Куклина И.В. Этнография Скифии по античным источникам. Ленинград. Наука. 1985 г.
  • Курганы степной Скифии. Сборник научных трудов. Академия наук Украинской ССР. Институт археологии. Киев. Наукова думка. 1991 г.
  • Лапис И. А. Новые данные о гиксосском владычестве в Египте.
  • Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. С.-Петербург. Типография императорской академии наук. 1900 г.
  • Леру Франсуаза. Друиды. СПб. Евразия, 2000 г.
  • Лызлов А. Скифская история. Наука. Москва. 1990 г.
  • Маккалох Дж. А. Религия древних кельтов. Москва. Центрполиграф, 2004 г.
  • Материалы международной научной конференции. Боспорский феномен. Греки и варвары на Евразийском перекрёстке. Нестор-История. С.-Петербург. 2013 г.
  • Махортых С.В. Киммерийцы на Северном Кавказе. Киев. Академия наук Украины. Институт археологии. 1994 г.
  • Медведская И.Н. О скифском вторжении в Палестину. Вестник Древней истории, 2000, №2.
  • Медведская И.Н. Периодизация скифской архаики и Древний Восток. Институт восточных рукописей РАН.
  • Международная научная конференция памяти Николая Яковлевича Мерперта. Москва, Институт археологии РАН 11 сентября 2012 г.: «Археологические исследования Северной Месопотамии и Северного Кавказа».
  • Молев Е.А. Боспор в период эллинизма. Издательство Нижегородского университета. Нижний Новгород. 1994 г.
  • Молев Е.А. Властитель Понта. Издательство Нижегородского университета. Нижний Новгород. 1995 г.
  • Молев Е.А. Локализация царствa Гатала: историография вопроса и новые аргументы. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 2 (1), с. 216 – 219.
  • Молев Е.А. Эллины и варвары на северной окраине античного мира. Москва. Центрополиграф. 2003 г.
  • Моммзен Т. История Рима. АСТ. Фолио. Москва. 2001 г.
  • Мурзин В.Ю. Происхождение скифов. Основные этапы формирования скифского этноса. Киев. Наукова думка. 1990 г.
  • Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. Философские проблемы исторической науки. Наука. Москва. 1969 г.
  • Нечитайлов М. Кавалерия Александра Македонского.
  • Палеодемография скифского населения Северного Причерноморья. Академия наук. Институт археологии. Киев. 1994 г.
  • Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту). Издательство восточной литературы. Москва. 1959 г.
  • Пиотровский Б.Б. Урартская крепость Тейшебаини (Кармир-Блур).
  • Погребова М.Н., Раевский Д.С. Ранние скифы и Древний Восток. Москва. Наука. 1992 г.
  • Поршнев Б.Ф. Тридцатилетняя война и вступление в неё Швеции и Московского государства. Академия наук СССР. Институт всеобщей истории. Издательство «Наука». Москва, 1976 г.
  • Порциг В. Членение индоевропейской языковой области. Москва. Едиториал УРСС. 2003 г.
  • Рагозина З.А. История Ассирии. С.-Петербург. Издание А.Ф.Маркса. 1902 г.
  • Рагозина З.А. История Мидии. Санкт-Петербург. Издание А.Ф.Маркса. 1903 г.
  • Раевский Д.С. Мир скифской культуры. Москва. Языки славянских культур. 2006 г.
  • Райс Т. Тамара. Скифы – строители степных пирамид. Центрполиграф, Внешторгпресс. 2003 г.
  • Рассадин С.Е. Северные соседи Великой Скифии. Минск. ИООО. Право и экономика. 2005 г.
  • Робер Жан-Ноэль. Этруски. Москва. Вече, 2007 г.
  • Ростовцев М.И. Воронежский серебряный сосуд. Петроград. 1914 г.
  • Ростовцев М.И. Эллинство и иранство на юге России. Москва. Книжная находка. 2002 г.
  • Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия. Москва. Наука. 1979 г.
  • Сапрыкин С.Ю. Боспорское царство на рубеже двух эпох. Российская академия наук. Институт всеобщей истории. Москва. Наука. 2002 г.
  • Сапрыкин С.Ю. Понтийское царство. Москва. Наука. 1996 г.
  • Сатановский Е. «Россия и Ближний Восток». Москва. Эксмо. 2012 г.
  • Седов А.В. (ред.) История Древнего Востока. От ранних государственных образований до древних империй. Москва. Восточная литература. 2004 г.
  • Сизов С.К. (общая ред.). Из истории античного общества. Нижегородский университет. 1991 г.
  • Скржинская М.В. Северное Причерноморье в описании Плиния Старшего. Киев. Наукова думка. 1977 г.
  • Скржинская М.В. Скифия глазами эллинов. «Алетейя». Санкт-Петербург. 2001 г.
  • Стюарт Пиготт. Друиды. Москва. Центрполиграф, 2005 г.
  • Сымонович Э.А. Население столицы позднескифского царства. Киев. Наукова думка. 1983 г.
  • Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. Издательство Санкт-Петербургского Университета. 2005 г.
  • Тереножкин А.И. Киммерийцы. Наукова думка. Киев. 1976 г.
  • Тереножкин А.И. Скифский мир. Наукова думка. Киев. 1975 г.
  • Теренс Пауэлл. Кельты. Москва. Центрполиграф. Внешторгпресс, 2003 г.
  • Харден Д. Финикийцы. Москва. Центрполиграф, 2004 г.
  • Хрестоматия по истории международных отношений / Сост. Д.В. Кузнецов. Книга 1. Древний Мир. – Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2013 г.
  • Худяков Е.С. Военное дело древних племён Сибири и Центральной Азии. Наука. Новосибирск. 1981 г.
  • Шахермайр. Александр Македонский. Феникс. Ростов-на-Дону. 1997 г.
  • Шелов Д.Б. Северное Причерноморье 2000 лет назад. Издательство «Наука». Москва. 1975 г.
  • Шелов Д.Б. Скифо-македонский конфликт в истории античного мира. Проблемы скифской археологии. МИА №177. М.: 1971. С. 54-63.
  • Щеглов Д.А. «Европейские скифы», противники Александра Великого: проблема этнической принадлежности.
  • Широкова Н.С. Культура кельтов и нордическая традиция античности. СПб. Евразия, 2000 г.
  • Черненко Е.В. О времени и месте появления тяжёлой конницы в степях Евразии. Проблемы скифской археологии. МИА №177. М.: 1971. С. 35-38.
  • Черненко Е.В. Скифские лучники. Киев. Наукова думка, 1981 г.
  • Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. Москва. Русский язык. 1999 г.
  • Фиалко Е.Е. Памятники скифской эпохи. Институт археологии национальной академии наук Украины. Киев. 1994 г.
  • Философские проблемы исторической науки. Наука. Москва. 1969 г.

 

------------------------------------------

 

[1] Мурзин В.Ю. Происхождение скифов. Основные этапы формирования скифского этноса, с.8.

[2] Куклина И.В. Этнография Скифии по античным источникам. с.194.

[3] Мурзин В.Ю. Происхождение скифов. Основные этапы формирования скифского этноса, с.3.

[4] Молев Е.А. Властитель Понта, сс. 28-29.

[5] Поршнев Б.Ф. Тридцатилетняя война и вступление в неё Швеции и Московского государства, сс. 37-38.

[6] Граков Б.Н. Скифия, с.30.

[7] Граков Б.Н. Скифия, с.31.

[8] Гуляев В.И. Скифы: расцвет и падение великого царства. с.97.

[9] Гуляев В.И. Скифы: расцвет и падение великого царства. с.100.

29.12.2016

Назад к списку статей рубрики МОЗАИКА ИСТОРИИ

 

000-aaa.gif Если Вам понравилась эта страница, и Вам захотелось, чтобы Ваши друзья тоже её увидели, то выберите внизу значок социальной сети, где вы имеете свою страницу, и выразите своё мнение о содержании.

Ваши друзья и случайные посетители благодаря этому добавят Вам и моему сайту рейтинг

 

avatar-2615.jpg